Доклад митрополита Кирилла "Опыт рассмотрения проблем прав человека и их нравственных основ в европейских религиозных сообществах"

Глава ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) выступил на семинаре "Эволюция моральных ценностей и прав человека в многокультурном обществе" в Страсбурге. В своем докладе он изложил взгляд Русской православной церкви на права человека.

Комментируя разработанную РПЦ концепцию прав человека, докладчик опроверг мнение, что "русские захотели обзавестись своей карманной концепцией прав человека, а затем оправдывать с ее помощью любые свои действия". "Хотел бы со всей ясностью сказать, что никто еще не придумал другого способа говорить об универсальных истинах, кроме как на языке своего национального опыта", - отметил митрополит.

По словам иерарха, представление о ценности человеческой личности, лежащее в основе концепции прав человека, созвучно христианству, использующему понятие "человеколюбие". Важно, однако, какими средствами достигается благо для человека. В современном обществе, считает митрополит Кирилл, представление о благе "затрагивает только материальную сторону человеческого существования".

"В то же время (к сожалению, это приходится констатировать) сегодня забота о духовном благе человека оставлена на усмотрение самого человека и не является предметом беспокойства для государства и общества. На первый взгляд идея о том, что каждый сам определяет, что служит его духовному благу, является очень красивой и возвышенной. На деле получается так, что, устраняясь из этой сферы, государство и общество отдает тему морали в публичном пространстве на откуп отдельным группам заинтересованных людей, которые на духовных пороках человека делают власть, деньги или удовлетворяют свои личные амбиции. При этом такое положение дел оправдывается свободным выбором людей, которые потребляют эту продукцию", - сказал глава ОВЦС. "Общество не должно карать человека за нарушение нравственности, если он в своей личной жизни не живет согласно моральным установлениям. Но в публичной сфере оно должно поддерживать нравственные ориентиры, потому что по своей нравственной неустойчивости человек нуждается в этой поддержке", - уточнил он.

"Устранение общества и государства от поддержки традиционных моральных норм приводит к тому, что общество сталкивается с оскорблением религиозных чувств и рекламой псевдорелигиозных движений, которые пользуются публичной сферой для распространения своих взглядов. Кроме того, в национальном и международном праве начинают вводиться нормы, которые затем реализуются в политике государств и которые противоречат традиционной морали. Получается, что меньшинства навязывают свои нормы большинству. В Европе сейчас стало обыденным делом, когда из ее публичной сферы удаляется все, что связано с христианством для того, чтобы не оскорблять чувств представителей других религий. В результате происходит потакание нетерпимости религиозных меньшинств и умаление прав религиозного большинства. Что же видят люди? Права человека не могут защитить их культурные и религиозные традиции. Тогда они идут в ряды крайне правых. А потом мы удивляемся, почему эти политические направления получают поддержку на выборах", - говорится в докладе митрополита Кирилла.

Докладчик полагает, что "забота о духовных потребностях, причем на основе традиционной морали, должна вернуться в публичную сферу. Поддержка моральных норм должна стать общественным делом. И именно механизм прав человека может активно способствовать этому возвращению". При этом митрополит напомнил, что "норма согласования прав человека и традиционной морали содержится во Всеобщей декларации прав человека 1948 года".

"Свобода не может быть целью в себе, иначе мы будем вынуждены признать и ее крайние проявления, которые приводят к саморазрушению человека и распаду общества, - подчеркнул глава ОВЦС. - Например, проблема с оскорблениями религиозных чувств состоит не в том, что существует свобода слова или свобода творчества, а в том, как используется эта свобода. Если человек не заботится и не учитывает мнение своих сограждан, то такой человек не должен иметь права публично высказываться в этом обществе на эту тему. Трагедия современных правозащитников состоит в том, что они часто не чувствуют, что человек или группа людей могут использовать свободы не во благо, а во зло других людей, преследуя свои узкие интересы".

"Для того, чтобы моральные нормы и ценность религиозной традиции присутствовали в публичном пространстве, необходимо выстраивать механизмы диалога властных структур и религиозных общин, взаимодействия общества и религии. Религиозные организации должны иметь возможность вступать в диалог и реально влиять на принятие основополагающих решений, поскольку они являются главными носителями моральных ценностей в любом обществе", - считает владыка Кирилл.

Отметив, что "в современных условиях многокультурности практически любого общества ни одна религия не может претендовать на особый статус", митрополит уточнил, что "должно учитываться место каждой религии в обществе и ее вклад в жизнь общества".

"Политическая и социальная система должна быть выстроена так, чтобы религиозные организации могли работать со своими последователями, в том числе в публичной сфере - в области образования, здравоохранения, социального служения и так далее. Поэтому в странах своего присутствия Русская Церковь выступает за преподавание православной культуры в светской школе, за введение института полковых священников, присутствие религиозных тем в СМИ, социальную работу религиозных организаций", - резюмирует митрополит Кирилл. Он сообщил также, что "существуют планы по созданию правозащитного центра при Всемирном Русском Народном Соборе".

Комментарий: См. также:
Игумен Филарет (Булеков). Эволюция понятия прав человека: поиск диалога
Доклад на семинаре "Нравственные основы и эволюция понятия прав человека в поликультурном обществе" // Религия и СМИ. 2006. 31 октября.