С.Филатов, Р.Лункин: "Лубочно-положительное изображение православия и лубочно-отрицательное - протестантизма отвечает глубоким внутренним социальным комплексам и неврозам современного российского общественного сознания"

"Русское ревью" опубликовало статью С.Филатова и Р.Лункина "Образы Православия и Протестантизма в светских СМИ: благолепие и уродство". Авторы, полагая, что "именно СМИ, а не православная (или какая либо ещё) церковь, наиболее полно отражают народные представления о христианских ценностях в массовом сознании" современных россиян", проанализировали особенности сообщений о христианстве в электронных и печатных светских СМИ. В центре внимания оказались материалы общенациональных телеканалов и газет, касающиеся православия и обобщенно воспринимаемого протестантизма - как наиболее крупных конфессий.

Подробно проанализировав телепередачи и газетные статьи, С.Филатов и Р.Лункин отметили следующие особенности освещения жизни Русской православной церкви. "В большей части религиозных материалов СМИ основное внимание уделяется государственному значению Православия. В рассказах о торжествах в честь святых подчеркивается важность их подвига для современной власти. Даже монахи-анахореты и затворники, молитвенники и аскеты представляются в СМИ кем-то вроде высокопоставленных чиновников, больше всего радевших о благоденствии российской власти. <...> В большинстве подобных материалов отмечается неразрывная связь Церкви с государством, ее встроенность в систему официальной политики".

Кроме того, "СМИ утверждают уникальную роль Православия в российской истории, в первую очередь, в строительстве великого государства. Описание исторического значения Православия в большинстве популярных изданий выдержано в чрезвычайно помпезном духе. Значительная часть высказываний об РПЦ соответствует стилю советских пропагандистских штампов". "Представления о самобытности Православия в популярных статьях и интервью, как правило, становятся в изложении многих авторов оружием против "духовных врагов". В большинстве материалов рассуждения об исключительности русской веры имеют ярко выраженную антизападную направленность", - отмечают авторы статьи.
В то же время "в некотором противоречии с тезисом о неразрывной связи церкви и официоза СМИ утверждают укорененность православия в народной душе, а РПЦ рисуют как выразительницу народных идеалов и чаяний. Русский фольклор, культура, обычаи, даже национальная кухня представляются частью православной традиции. Церковь в интервью, которые патриарх дает популярным изданиям, предстает, прежде всего, олицетворением народа, а не просто сообществом верующих ".

Еще одной характерной чертой, присущей материалам о православии, является акцентирование внимания на "благолепии"- красоте православного богослужения и архитектуры.

Протестантизм в российских масс-медиа предстает по преимуществу в негативном свете.
"Никаких специальных программ, в рамках которых рассказывалось бы о современной жизни других христианских конфессий в России, кроме Православия, в федеральных СМИ не существует, - отмечают Р.Лункин и С.Филатов. - Что касается протестантских церквей, то их "сектантский" образ среди широкой общественности создают, прежде всего, электронные СМИ в новостных программах, в специальных фильмах о "сектах", а также в рамках популярных православных телепередач и тех ток-шоу, в которых участвуют консервативно настроенные представители православной общественности и духовенства. С протестантизмом многие журналисты связывают подкуп верующих и чиновников, психологическое давление (в частности, "зомбирование", гипноз и т.д.) на новообращенных, стремление завладеть собственностью и вообще материальными ценностями верующих и разрушение семей".
Журналисты обычно упоминают протестантов в списке "опасных, деструктивных и тоталитарных сект", наряду с новыми религиозными движениями. Несколько фильмов, демонстрировавшихся на центральных телеканалах, были направлены на создание преступного образа протестантов. "Главной составляющей образа секты является стремление лидеров к получению материальной выгоды от новообращенных", - считают авторы "Русского ревью".
"Для того, чтобы завладеть материальными ценностями, протестанты применяют те средства, которые, по мнению авторов многочисленных статей в прессе, являются общими для всех представителей тоталитарных и деструктивных сект. Прежде всего, сектанты в изображении журналистов доводят себя и своих последователей до сумасшествия или состояния полного безволия с помощью гипноза или введения в транс". "Богослужебная и молитвенная практика "сектантов" в материалах СМИ превращается в преступное "манипулирование и контролирование сознания", "зомбирование"".
Другими наиболее часто отмечаемыми в СМИ чертами "сектантов" являются антисоциальность, агрессивность и скрытность, а "лидеры и члены протестантских церквей становятся в изображении журналистов носителями религиозного экстремизма". Распространенным приемом являются рассказы-"страшилки" о преступлениях людей, попавших в "секту".

"В основе журналистских материалов лежит представление о чуждости сектантской идеологии (как новых религиозных движений, так и протестантских церквей)", - констатируют Филатов и Лункин.
"По разным причинам СМИ создают контрастный и даже гротескный образ Православия и Протестантизма в России. Карикатурные, по сути, представления о "величии" православия или же "безумии" протестантизма делают бессмысленным сам разговор о реальной роли этих церквей в жизни страны, о тех ценностях, которые они несут обществу, да и вероисповедных различиях между ними. Реальные духовные и социально-политические идеалы и ценности православия или протестантизма, которым представители этих конфессий следуют в своей общественной деятельности остаются вне информационного поля ведущих СМИ.
Отсутствие в журналистских статьях интереса к реальному содержанию религиозной жизни и общественной роли религий стало причиной того, что и православие и протестантизм воспринимаются в качестве условных общественных институтов, которые имеют условную, заранее предначертанную, роль и условный образ", - резюмируют авторы.