Л.Сараскина рассуждает о полемике вокруг школьного курса "Основы православной культуры"

Л.Сараскина рассуждает о полемике вокруг школьного курса "Основы православной культуры".
По мнению Сараскиной, учебник А.Бородиной, вокруг которого главным образом и развернулась полемика, не главное. Вопрос о возможности преподавания "Основ православия" в школе лежит не в компетенции отдельных лиц или ведомств, а в области духовного состояния общества. Общество же в большинстве своем атеистическое, "но теперь атеизм уже не принудительный, как в советские времена, а вполне добровольный". Автор ссылается на статистические данные, согласно которым, только около 5% православных поддерживают клерикальную модель государства, и менее 8% согласились, что "идея очищения общества через православную веру" могла бы послужить основой для сплочения нации.

В обществе вызывают раздражение многие процессы, происходящие в Русской Православной Церкви: "Многих мирян искренне огорчает непримиримость РПЦ к католикам, экуменистам, униатам, баптистам, евангелистам - с одной стороны, и с другой - её откровенная лояльность к новым богатым, неправедно, грабительски нажившим огромные состояния".

Кроме того, не существует единства в оценке культуры: "Что часть чего: Церковь - часть Культуры или Культура - часть Церкви? Каким должно быть в обществе отношение к атеизму и атеистам?". Православное сообщество не определилось в своем отношении к атеистам. Между тем, "современный атеист, - напоминает Л.Сараскина, - (как правило, это образованный человек и законопослушный гражданин) настаивает, что хотя в Бога он не верит, но совесть у него есть и русским он себя сознаёт по принадлежности к русской культуре и русскому языку".

Многие представители православной общественности вспоминают цитату из Достоевского о том, что "не православный не может быть русским". Атеисты, в свою очередь, стремятся защититься от Церкви и государственной (если она станет таковой) религии. Л.Сараскина призывает: "Наверное, имеет смысл прислушаться и к размышлениям о месте Церкви и Культуры русских образованных, неверующих, нецерковных людей, каких в нашей стране демократическое большинство". Эти люди полагают, что "православию нужно свободно развиваться в свободном мире на основе духовной состязательности. Но православие не признаёт духовной состязательности. Потому страшно представить себе, если православие получит власть в обществе. Почему страшно? Потому что обязательно последует духовная цензура, запреты, то есть диктатура агрессивных невежественных "ферапонтов" (вспомним одноименного персонажа "Братьев Карамазовых") и православных неофитов, дорвавшихся до первенства и главенства".

Автор отмечает также "неподготовленность проекта ОПК как со стороны Церкви, так и со стороны Министерства образования", которая "глубже всего проявилась в вопросе - кто именно будет учить школьников основам православия". Российское общество, согласно социологическим опросам, стремится к сохранению светского характера образования. И решение Министерства образования о введении курса истории мировых религий, считает Л. Сараскина, свидетельство того, "что Церковь и культура, Церковь и общество учатся прислушиваться друг к другу". То, что способы, использовавшиеся сторонниками введения ОПК, вызывает критику со стороны служителей Церкви, по мнению Л.Сараскиной, поможет преодолению кризиса, сложившегося в этой сфере.