Александр Морозов: "...православная пресса остается довольно странным и в целом архаичным явлением"

Исполнительный директор центра "Новая политика" Александр Морозов рассуждает о положении дел в современной российской православной журналистике. По его мнению, "несмотря на то, что православие в России, несомненно, продолжает переживать подъем, государство благоволит Церкви, а средств от спонсоров поступает достаточно для того, чтобы строить колоссальные кафедральные соборы в Воронеже и Калининграде, не говоря уже о нефтеносных епархиях, - православная пресса остается довольно странным и в целом архаичным явлением. Периодических изданий, сопоставимых по уровню со светскими можно перечесть на пальцах одной руки".

Причин этого А. Морозов видит две. Во-первых, "социологические исследования показывают, что православные не слишком интересуются периодикой, в том числе и церковной (это показали исследования М. Лукиной и В. Чесноковой)". Во-вторых, "в Церкви не платят так как "в миру", поэтому у церковных изданий нет шансов привлечь профессиональных журналистов. В основном сюда идут журналисты-пенсионеры, отчасти - историки-краеведы, а еще чаще - просто активные миряне, не имеющие профессиональной подготовки, но готовые работать "во славу Божию", т.е. бесплатно". В результате, "отсутствие профессионалов сказывается на языке, дизайне, на подаче материала. Активные прихожане, взявшись делать газету, начинают с самых добрых намерений - сделать ее интересной. Но быстро впадают в специфический языковой стандарт. Сказывается нехватка церковной культуры - ведь все это люди недавно обращенные. Одни из них - слишком не уверены в себе, другие - наоборот быстро становятся крайне самоуверенными. Православных редакторов способных говорить в церковных изданиях на языке современной журналистики на всю Москву человек десять".

"В целом уровень церковного сознания чрезвычайно низок, - констатирует А. Морозов. - И вполне закономерно, что на слабо подготовленное церковное сознание так действует всякая мистика и псевдоправославная мифология, которой заполнены православные - или как их иногда называют "околорцерковные" - газеты. <...>
Река нефтяных доходов пока течет мимо богословского образования и мимо православных СМИ. <...>
Вложение денег в газету или журнал, в создание патрологического института или церковно-исторического научного центра - это дело будущего".