Людмила Ильюнина о "детских болезнях" православной журналистики

Агентство Русская линия публикует статью Людмилы Ильюниной "Болезни православной журналистики: Заметки к Конгрессу православной прессы...". Автор перечисляет наиболее характерные, на ее взгляд, недостатки публикаций в православных СМИ.

Прежде всего, это стремление многих православных журналистов к назидательности, "страсть к наставлениям, поучениям, вразумлениям и пр." Другая серьезная "болезнь" - "любовь к 'яканью'", которая иногда "достигает катастрофических размеров, когда человек страницами подробно описывает свои переживания и чувства. Хорошо еще, если эти описания касаются действительно сугубо личных вещей, а вот если читателю навязывают свое субъективное мнение как истину в последней инстанции?"

Третья проблема - "агрессивное обличительство". "Беда наша в том, что научиться отличать осуждение от обсуждения очень трудно", - замечает Л. Ильюнина. Кроме того, авторы православных статей вообще нередко впадают в крайности. Л. Ильюнина указывает на две разновидности таких крайностей: "От 'дореволюционного прошлого' к нам пришла слащавость и елейность, которая и в то время вызывала неприятие у читателей. А новое время принесло нам 'легкость необычайную', когда человек, того не замечая, 'ради красного словца не пожалеет отца'".

Еще одной "болезнью" православных (впрочем, как оговаривается Л. Ильюнина, не только православных) СМИ является "использование непроверенной информации, доверие к слухам, к рассказам случайных людей, да и просто доверие к своей памяти, к своему образованию, знаниям и житейскому опыту". Причем, "как всегда, в противовес этой крайности, существует и другая: тут в ход идут достижения психоанализа и различных западных и восточных философских систем, противоречащие православному учению новейшие научные данные (которые завтра уже будут признаны устаревшими)".

В заключение Л. Ильюнина обращает внимание на проблему, "которая появилась в среде православных журналистов недавно: разные состоятельные люди решили 'соделовать свое спасение' тем, что вознамерились вкладывать деньги в православные СМИ. Несомненно, этот порыв можно назвать благородным, но, увы, чаще всего, люди, которым благородные благотворители поручают вести это дело и дают право распределять средства, оказываются настоящими 'работниками ГорЛита' прежних времен. Их цензурирование материалов при величайшей некомпетентности напоминает парткомовские разборки недавних времен".