Необходимое опровержение

Александр Верховский

28 июня сайт Actuell.Ru разместил статью Карстена Пакайзера "Двойные стандарты правозащитников?" (см. немецкий оригинал; текст был воспроизведен, с незначительными разночтениями, также сайтами ИноСМИ.Ру и "Религия и СМИ"), посвященную конфликту между Русской Православной Церковью и правозащитниками, усугубившемуся по ходу дела о выставке в музее Сахарова.

В этой статье автор критикует правозащитников за излишне резкие отзывы о Церкви и безоговорочную защиту художников, оскорбивших, по мнению автора, чувства православных верующих. При подготовке материала автор взял у меня телефонное интервью, маленький фрагмент которого и попал в статью как представление точки зрения, альтернативной точке зрения самого автора.

К сожалению, при этом произошло весьма существенное искажение моих слов; я предполагаю, из-за спешки, сложности записи телефонной беседы и тому подобных причин.

Вот полностью этот фрагмент:

В свою очередь, критикующий церковь религиозный эксперт Александр Верховский возлагает основную вину за возникшую конфронтацию на Московский Патриархат. "Церковь не любит правозащитников потому, что они заступаются за религиозные меньшинства и требуют от Патриархата прекращения интенсивных с советского времени контактов со спецслужбами, - говорит он. - Церковь рассматривает права человека как часть западно-либеральных ценностей, которые являются вызовом для того, что Православие называет цивилизацией".

Мне трудно судить, насколько русский текст адекватен немецкому оригиналу. Как минимум, в последней фразе в оригинале все-таки было правильно написано - "православной цивилизацией". И конечно, по-русски я говорил "Патриархия", а не "Патриархат". Но это - мелочи.

Я не говорил, что Церковь продолжает контакты со спецслужбами, но только, что правозащитники продолжают припоминать ее священноначалию контакты советского времени, и это не может не раздражать.

Я говорил также, что меньшинства, за которые заступаются правозащитники, часто (но не все, конечно) рассматриваются в Церкви как антихристианские группы. И вообще, суть конфликта именно в принципиальной разности подходов. Но эта часть разговора, увы, не процитирована, как и многое другое. Получилось, что я рассматриваю имеющийся конфликт в черно-белом освещении, а это вовсе не так. Ситуация достаточно сложная, и ее нельзя описывать столь упрощенно, как это сделано в статье.

Есть там, кстати, и фактическая ошибка: насколько мне известно, Московское бюро по правам человека пока еще не подавало иск против прокатчика "Страстей Христовых", а только обсуждает такую возможность.

P.S. Уже 1 июля Actuell.Ru внес некоторые исправления в публикацию. Главное, теперь мне не приписывается утверждение, что Церковь по-прежнему сотрудничает со спецслужбами.