Александр Привалов: "Вере нельзя обучить в рамках школьного предмета, поскольку вера - не разновидность философии..."

Портал "Религия и СМИ" ре-публикует статью обозревателя журнала "Эксперт" Александра Привалова, в которой в очередной раз затрагивается проблема введения в школьную программу курса по основам православной и других религий. По мнению автора, необходимость углубления знаний школьников в этой сфере совершенно очевидна: "Человек, не обученный свободно ориентироваться хотя бы в базовых понятиях христианства, не знакомый хотя бы с основными фигурами и сюжетами библейской и евангельской истории, испытывает огромные трудности в добывании ключей к культуре (не только в смысле "культуры и искусства", но, пожалуй, и в смысле неживотной, человеческой жизни) и оказывается вынужден своими силами лепить для себя ее подобие из попавших под руку материалов. Повсеместное сегодня распространение самых разных, порой дичайших суеверий и псевдорелигий проистекает именно из невежества, и оно далеко не безвредно".

Ожесточенность же споров по этому вопросу вызвана, как считает А. Привалов, тем, что и сторонники, и противники обучения детей основам религий усматривают в данном случае возможность для проповеди: "Многие дорассудочно убеждены, что любые разговоры с детьми на темы, сколько-нибудь открыто затрагивающие религию, являются способом внушить им веру (именно ту, о которой говорится) - и даже, пожалуй, безотказным способом. Одни именно поэтому желают появления в школах подобных курсов, другие именно поэтому их активно не желают".

Между тем, уверен А. Привалов, "и те, и другие ошибаются. Изучение истории религий и даже догматов какой-то веры - малоперспективный способ веру внушить или приобрести". По его словам, "вере нельзя обучить в рамках школьного предмета, поскольку вера - не разновидность философии, не плод рациональных занятий, а "самая личная из страстей".
Равным образом, боюсь, высказываемые печатно надежды на то, что занятия историей религии обучат школьников нравственности, тоже сильно преувеличены. Известен всего один способ учить нравственности: личным примером. Разговоры о святых предметах не многим большее подспорье для личного примера, чем теорема Пифагора или бензольное кольцо".

Ссылки на данную статью [1]