Александр Адамский: "религия для образования стала тем инновационным проектом, в котором ожили лучшие педагогические стороны российского образования"

Ректор Института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский в статье, опубликованной 24 марта в "Известиях науки", анализирует причины появления в России большого числа религиозных школ. Он отмечает, что, участвуя в семинаре по проблемам образования и религии в Твери, поразился тому, "что огромное число учителей-подвижников ушло из обычных школ - в религиозные. То есть стали устраивать школы по религиозному укладу". "Я узнал в этом, - пишет А. Адамский, - ситуацию середины 80-х, когда множество энтузиастов стали организовывать инновационные школы. Это тоже были диковинные, "экзотические" проекты, и я все думал: куда этот энтузиазм ушел сегодня? Оказалось, что эти подвижники увидели в религиозном образовании возможность инновационного развития школы".

По мнению А. Адамского, проблемы религиозного образования не ограничиваются вопросом о преподавании религии (в частности, православия) в светской школе. (По этому поводу он высказывается вполне определенно: "Я утверждал и утверждаю, что преподавание религии в школе вредит самому православию, потому что отталкивает детей от него".) Главный вопрос, считает он, заключается "в том, нужно ли строить школу по религиозному основанию, делая ее похожей на церковь". И здесь А. Адамский приходит к следующему выводу: "религия для образования стала тем инновационным проектом, в котором ожили лучшие педагогические стороны российского образования. Это означает, что нашему образованию в принципе нужны инновационные проекты. То, что в рамках православной религии начинают более эффективно действовать наши педагогические системы, - это факт. Дети там комфортнее себя чувствуют, и взрослые туда приходят творческие, стремящиеся принести пользу".

При этом "религиозное образование никак не влияет на попадание в вуз... Оно - для души. Значит, большая часть родителей ориентирована в образовании именно на это, а не на прагматические устремления". Кроме того, такая школа воспитывает, что достигается благодаря "укладу": "...и воспитание, и развитие, и достижение каких-то социальных результатов дается укладом школьной жизни, а не стандартом содержания образования. Ну нет же никакого стандарта образования в школах, построенных на религии!"

"Конечно, - пишет А. Адамский, - можно сказать, что религиозные школы - это приветствуемая инновационность... Власть ориентируема на поддержку православия. Она показывает знаки, на которые другие чиновники "равняются". Вот если бы она такие же "сигналы" подавала инновационному образованию, инициативам людей или бизнесу, который хочет поддерживать образование, было бы замечательно! Тогда бы создавался такой инновационный климат, когда инициативы и инновации (даже при отсутствии административного ресурса или финансов) все равно бы поддерживались".