Кирилл Михайлов о религиозной политике российских СМИ

Редактор службы новостей ТК "REN-TV" Кирилл Михайлов в интервью порталу "Религия и СМИ" излагает свое видение религиозной политики российских СМИ и отношений Церкви и масс-медиа.

По мнению Кирилла Михайлова, у большинства СМИ подход к религиозной теме "однобокий и малосодержательный": отражены "либо шумные церковные события (например, 100-летие канонизации Серафима Саровского), либо большой праздник (Рождество, Пасха), либо церковные скандалы (имущество, кадровые скандалы, внутрицерковные интриги), либо церковно-политический аспект церковной жизни". При этом сама Церковь не занимает активной позиции по вопросу собственного присутствия в СМИ.

К.Михайлов считает СМИ "особым социальным явлением, которое очень далеко от традиционной культуры - одним из источников которой являлась религия". Поэтому "если церковь найдёт язык, на котором можно будет говорить с людьми как неверующим, далёкими от церкви, так и людьми близкими к церкви, если она в современных условиях научится свидетельствовать о той истине, которой она служит то, тогда церковь будет играть совсем иную роль в средствах массовой информации. Она престанет быть этнографическим заповедником или одним из источников скандалов в жёлтой прессе".

Любые СМИ отражают лишь то, что интересно обществу. Проповедь, по мнению журналиста, интересной современному обществу быть не может, поэтому, Церкви не стоит стремиться использовать масс-медиа как площадку для проповеди. По этой же причине создание православного канала стало бы "вредоносным" для "имиджа Церкви".

К.Михайлов полагает, что создание светского издания, посвященного религиозной жизни, также не имеет смысла: газета может быть или светской - "тогда она работает по законам любой нормальной газеты", или конфессиональной, рассчитанной на узкий круг читателей.

Церкви, однако, необходимо уметь работать с прессой, для чего следует обзавестись профессиональной пресс-службой. Пресс-служба нужна для того, чтобы "оперативно реагировать на информационные поводы, так или иначе связанные с церковной жизнью", а также чтобы защищать собственные интересы, если в СМИ разворачивается антицерковная кампания. Пока Церковь проигрывала крупные информационные кампании (по поводу преподавания "Основ православной культуры" или реституции церковных земель).

К.Михайлов считает, что политизированность Церкви сегодня выражается в ее сотрудничестве с государством. При этом журналист обращает внимание, на сохранение уникального статуса Церкви - "статуса социального института, который остаётся очень важным для людей", института, "который по уровню доверия находится на первом месте в обществе". Политик же, как любой верующий человек, может публично демонстрировать свою религиозную принадлежность, если при этом он не нарушает действующее законодательство.