Владимир Шаронов о религии на телевидении

26 сентября портал "Религия и СМИ" опубликовал интервью с председателем ГТРК "Воронеж" Владимиром Шароновым, который рассказал о месте православных передач в сетке вещания его телеканала и поделился своими взглядами на то, каким образом светские СМИ должны освещать темы, касающиеся религии.

Для В. Шаронова религиозная тематика на телевидении ассоциируется в первую очередь с православием, поскольку он полагает, что "по своей сути русская культура является культурой православной", а "тело культуры, строй ментальности нельзя переделать мгновенно. Бездумное привнесение новых моделей, которые часто логически и рационально очень привлекательны, приводит к тому, что тело культуры начинает разрушаться". Свой подход к созданию православных программ на государственном канале В. Шаронов определяет так: "Православная Церковь является отдельным от государства организмом, нужно стараться услышать и увидеть сегмент общих интересов общества, человека и церкви. Государственная телерадиокомпания не должна играть роль паровоза, не должна бежать впереди Церкви и отстаивать её интересы. Важно услышать запрос Церкви, запрос людей православно ориентированных, людей, которые относятся к православию с интересом, а таких в стране 2/3 населения. Телевидение должно отвечать на этот запрос. При этом Церковь должна ясно понимать, что на телевидении возможно, а что нет".

По мнению В. Шаронова, светский государственный канал не должен углубляться во внутрицерковные дискуссии и догматические споры, так как "из-за сложного, неподъемного содержания эти споры наносят вред, дезориентируют человека". Более приемлемо, с его точки зрения, "историко-культурное, просветительское направление". При этом элементы православной проповеди в таких программах не смущают В. Шаронова. По его словам, "ответственный священник, для которого христианские принципы являются частью его мировоззрения, не может говорить с каких-то других позиций". Речь в данном случае идет не об агитации, т.е. не о "попытке подвигнуть к каким-то прямым действиям", подчеркнул В. Шаронов, а о пропаганде, которая по определению "направлена на формирование мировоззрения. Слово дискредитировано, но по сути правильно".

На вопрос корреспондента "Религии и СМИ" о том, не является ли публичное появление президента на различных церковных торжествах пропагандой православия на телевидении, В. Шаронов ответил, что "это личное право президента. Он никогда не скрывал своих православных взглядов. Люди его поддерживали на выборах, в разной степени памятуя о том, что он православный".

В. Шаронову был также задан вопрос о допустимости использования Церковью рекламных технологий и PR. Отвечая на него, он высказался против церковной рекламы, поскольку реклама - это "элемент бизнеса", озабоченного прежде всего получением прибыли. Что касается PR, то, по его мнению, приняв в 2000 г. социальную доктрину, Церковь тем самым формально "приняла фразеологию и понятийный аппарат современного общества, она признала и то обстоятельство, что ей необходим пиар".

В Шаронов поделился своими взглядами на особенности телевизионных программ, создаваемых представителями различных конфессий. По его словам, "протестантским программам свойственна высокая технологичность" и стандартизированность; православные передачи часто "зависят от духовного состояния авторов" и являются излишне "душевными и прочувствованными", слишком "женственными"; католические программы отличаются "глубокой продуманностью"; мусульманские передачи кажутся В. Шаронову "фасадными": "Авторы и ведущие, которые появляются в программе, выглядят как дикторы программы "Время" в 80-е годы".

В конце беседы корреспондент "Религии и СМИ" спросил В. Шаронова, возможно ли сегодня создание федерального православного телеканала. В. Шаронов отметил, что это сопряжено со значительными трудностями: необходимы значительные средства и большое количество готовых программ для заполнения эфирного времени. По его мнению, гораздо реальнее и практичнее создание православного радиоканала.