Иерей Максим Обухов против Юрия Табака

Руководитель Центра "Жизнь" иерей Максим Обухов полемизирует с Юрием Табаком, который в статье "Правозащитники изгоняют бесов", опубликованной в "НГ-Религиях" за 18 июня 2003 г., дал свою оценку ситуации, сложившейся вокруг учебника А.В. Бородиной. По мнению М. Обухова, Ю. Табак отличается "религиозной безграмотностью", "недопустимо путает и смешивает богословие и политическую идеологию", "создает карикатуру на Церковь".

По словам М. Обухова, то, что "именно Православие является культурообразующей религией, а этические и эстетические нормы Православия оказали решающее значение для становления нашей государственности и культуры", является "общеизвестным фактом". Ю. Табак видит в этом утверждении умаление прав представителей других конфессий, однако, с точки зрения М. Обухова, эта логика совершенно ошибочна: "Если А.С.Пушкин был великим русским поэтом, это значит, что мы должны об этом молчать, скрывать этот факт на том основании, что, говоря о Пушкине, мы оскорбляем всех других поэтов. По Ю.Табаку выходит, что, если Ломоносов был великим ученым, то мы должны забыть о нем, вычеркнуть из истории нашей страны на том основании, что это унижает и "умаляет" его менее великих коллег. <...>
С такой логикой необходимо на корню искоренять любое значимое и хоть сколько-нибудь выдающееся явление - оно может кого-то умалить, оскорбить, задеть, обидеть и т.п."

Необоснованны и ссылки Ю. Табака на светский характер образования в России, поскольку "светскость - это довольно сложное понятие, но в его содержание точно не входит запрет на разного рода "утверждения" о преимуществах или их отсутствии. Во всех светских государствах Европы ни у кого не вызывает сомнений, к примеру, преимущества католичества над саентологией или Ошо-движением".

Другая ошибка Ю. Табака, отмечает М. Обухов, - неоправданное смешение "богословия и политической идеологии, антииудейской богословской полемики и националистической антисемитской идеологии". И потому "вольно или невольно, но своей статьей Ю.Табак возбуждает межнациональную вражду и оскорбляет религиозные чувства граждан нашей страны", обвиняя их - православных верующих - в антисемитизме без всяких на то оснований. Таким образом, по мнению М. Обухова, Ю. Табак "создает карикатуру на Церковь", надеясь тем самым "оттолкнуть от нее людей или, по крайней мере, не допустить сотрудничества с системой образования". Его цель - " загнать православных в гетто и наглухо закрыть за ними дверь".

"Антирелигиозная проповедь Табака, очернение им религии (православной) и верующих, - пишет М. Обухов, - сильно походит на деятельность борцов с религией в реакционные советские времена. Все рассуждения Ю.Табака сильно страдают односторонностью, тенденциозностью, постоянным смешением и упрощением понятий и явлений, что антинаучно. Таким образом, творение Ю.Табака, рассчитанное на то, чтобы ввести людей в заблуждение, увеличить "мрак", по всем разумным критериям надо признать сущим "мракобесием", а самого Ю.Табака за нетерпимость, проповедь вражды, антинаучных взглядов и методов нельзя не считать эталоном "мракобесия".

По мнению М. Обухова, выступления против введения в школе курса "Основы православной культуры" только способствуют разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни, хотя, несмотря ни на что, представители других конфессий поддерживают в этом вопросе как раз православных верующих, а не правозащитников. Автор полагает, что "вся эта бессмысленная шумиха" нужна, "видимо, только самим правозащитникам, которым надо как-то заявлять о себе, создавать информационные поводы, демонстрировать свою нужность (зарубежным спонсорам). Увы, ничего кроме вреда от этого нет. <...> Отстаивая в образовательной сфере политику радикального либерализма и агностицизма, мнимые правозащитники тем самым насаждают хаос и духовный вакуум".