Адвокат Владимир Ряховский - о практике применения антимиссионерских поправок "закона Яровой"

9 сентября 2016 года в беседе на радио «София» журналист и священник Яков Кротов и адвокат Владимир Ряховский обсудили антимиссионерские поправки и практику применения «закона Яровой».


Владимир Ряховский подчеркнул, российские суды рассмотрели восемь дел, связанных с «незаконным миссионерством», и еще несколько дел, связанных с поправками «закона Яровой» косвенно. Среди участников этих дел много протестантов. При этом адвокат считает, что такое соотношение более или менее случайно: «Я не думаю, что это специально ориентировано на протестантов. Но протестанты более открытые, их больше видно. Да, в их миссионерской деятельности есть такая особенность, как служение от двери к двери, когда они ходят по квартирам и приглашают на свои библейские чтения, раздают литературу. Сегодняшнее протестантское движение, особенно Христиане веры евангельской, - это крупные активные действующие Церкви. Причем, они активны не только в соблюдении религиозных практик - они активные граждане своей страны, жители своего города, они занимаются благотворительной, просветительской деятельностью».


«У нас правоприменитель, то есть сотрудник полиции, видит людей, проявляющих религиозную активность - есть ответственность за миссионерскую деятельность, статья 5.26 - и составляет протокол, вместо того, чтобы посмотреть в законе, что такое миссионерская деятельность, - продолжил адвокат. - Я не защищаю этот закон, я категорически против него, я был одним из его критиков еще на стадии принятия, но на сегодняшний день есть восемь-девять дел, в которых этот закон был применен абсолютно неправильно!»


Одной из главных проблемных точек в современном законодательстве о свободе совести адвокат Ряховский считает требование от религиозных групп обязательной регистрации: «Сегодня на практике мы сталкиваемся с тем, что предъявляют претензии к группе, которая не уведомила о своем создании. И это уже путь в никуда. Есть немало протестантских общин, которые в советский период находились в подполье и для них уже частью вероучения стало то, что они не регистрируются. И они ни при каких обстоятельствах не будут регистрироваться. И для пятидесятников, к которым принадлежал мой отец, уже частью вероучения стало не регистрироваться. И они не будут ни уведомлять, ни регистрироваться. И что, они нарушают закон? Сегодня уже из Ставрополя пришла законодательная инициатива о введении ответственности за не регистрацию, хотят добавить в эту статью о религиозных группах обязанность – регистрироваться. <…> То есть группа страстных рыболовов поехала на рыбалку – это нормально, а если мы собрались читать и молиться, то мы должны регистрироваться? Еще раз говорю: должны быть разумные пределы государственного регулирования. И запретят мне сегодня дышать – я все равно буду дышать, а запретят мне говорить о Боге – я все равно буду говорить».