Лев Симкин – о повороте на 25-летнем «пути к свободе совести»

3 июня 2015 года «НГ-Религии» опубликовала комментарий доктора юридических наук, адвоката Льва Симкина к прошедшей в конце мая конференции, посвященной 25-летию первого (и последнего) советского закона о свободе совести.

Принятый 1990 году закон, при всех его недостатках, обеспечил важные демократические подвижки в государственно-конфессиональных отношениях. Несмотря на изменения, происходившие в отношениях государства с религиозными организациями в течение последующих 25 лет,  заложенные в том законе основы сохранялись, закрепленные в Конституции и подтвержденные в следующем варианте закона. Теперь же, по мнению автора статьи, их стали ставить под сомнение как религиозные организации, так и чиновники и представители научного сообщества.

Участники конференции, по словам Л. Симкина, «говорили о свободе совести как таковой с известной опаской. Ведь идея эта, как известно, иностранного происхождения». Профессор Марина Мчедлова ссылалась на данные опросов, согласно которым число людей, считающих свободу совести чем-то важным для себя, сократился вдвое. Член Общественной палаты Иосиф Дискин предложил разделять свободу «от чего» и свободу «для чего» - в России, по его мнению, важна лишь вторая, необходимая «для создания нравственной основы гражданского общества».

Между тем, отмечает Л.Симкин, «в Европе право на свободу совести возникло как «свобода от» – от влияния Католической церкви и от преследования еретиков, и уже довольно давно ее принято считать одним из естественных прав человека». Участники же конференции «выражали беспокойство, как бы свобода совести не помешала нашей «идентичности», «возвращению к корням»». Причем «в этой заботе представителям Церкви и мусульманам, как ни странно, не уступали буддисты и иудеи».

Автор напоминает, что «вообще-то свобода совести – это немного о другом. И, в частности, о признанной Всеобщей декларацией прав человека свободе менять свою религию. А вовсе не о связи этнического происхождения с вероисповеданием». Он отсылает к практике Российской империи, «когда выход из православия был уголовно наказуем». Сегодняшняя дискриминация приверженцев «нетрадиционных» религиозных организаций, уверен Л.Симкин, является продолжением той же политики, а вовсе не следствием недостаточной образованности современных чиновников, как утверждают представители протестантских церквей.