А. Зайцев о кощунстве и свободе творчества

31 января на сайте "Новая политика" была опубликована статья А. Зайцева под названием "Осторожно, художники". Статья посвящена теме кощунства в искусстве (на примере проектов Сахаровского центра, выставки "Соц-арт" и проч.). Автор показывает, что весьма актуальной проблемой современного общества является размытость представлений о кощунстве, оскорблении религиозных чувств и "безнравственности" в искусстве.

В статье четко проводится грань между безнравственностью и кощунством. Автор отмечает, что это различие понятно практически всем, но некоторые нюансы, касающиеся чувств верующих (например, использование религиозных символов в неподобающем контексте), могут уловить не многие.

Часть художников сознательно стараются спровоцировать верующих в целях саморекламы, говорится в статье, и верующие достаточно часто поддаются на подобные провокации, тем самым добиваясь противоположного эффекта - интерес к событиям, которые они публично порицают, только увеличивается.

Автор отмечает существование "двойных стандартов" в обществе, и не только российском. Так, например, объявленный президентом Ирана конкурс карикатур на тему о Холокосте вызвал возмущение мирового сообщества. Но тогда, считает А.Зайцев, нельзя допускать и публикации карикатур с изображением Христа или пророка Мухаммеда, "поскольку либо в обществе нет вообще табу и неприкосновенных символов, либо запреты работают в обе стороны, и оскорблять нельзя ни жертв Холокоста, ни верующих".

Автор предлагает следующий вариант решения проблемы. Он указывает на две принципиальные позиции: 1) речь не идет о том, чтобы верующие, конфессии или власти запрещали какое-то произведение или публичное действие по идеологическим мотивам 2) верующим нужно предоставить право публично оценивать те или иные произведения и подавать в суд в том случае, если их что-то оскорбило, а уж судебное решение может быть положительным или отрицательным.

В статье подчеркивается, что во всех спорах о кощунстве и границах допустимого в искусстве в роли арбитра не должен выступать государственный чиновник или духовное лицо: "Решение должно оставаться за кураторами выставки, театральным коллективом, писателем и издателем, а оспаривать те или иные художественные акты можно только в суде. С другой стороны, и художники и верующие должны быть готовы к диалогу - открытому, честному, с уважением позиции другой стороны. Только в этом случае "карикатурные скандалы" останутся фактом прошлого и бульдозер не будет ездить ни по храмам или мечетям, ни по произведениям искусства".