Статус "традиционной религиозной организации" противоречит Конституции, считает С.Иваненко

"НГ-Религии" опубликовали статью религиоведа Сергея Иваненко, в которой он анализирует возможность и последствия введения законодательного статуса "традиционной религиозной организации".

Соперничество за статус "традиционной религиозной организации" С.Иваненко выделяет в качестве одного из факторов, представляющих угрозу межрелигиозному миру в России, наряду с ростом межнациональных противоречий, усилением политизированного религиозного фундаментализма, и борьбой против "тоталитарных сект".

Межрелигиозный совет России, призванный координировать деятельность входящих в него организаций "в деле укрепления и развития их диалога, обеспечения и поддержания межрелигиозного и межнационального мира, достижения согласия и стабильности в обществе, предотвращения возможных конфликтов на этноконфессиональной почве и уврачевания уже существующих...", вместо решения этих задач, напротив, способствует усугублению межрелигиозных противоречий. В частности, негативное отношение у С.Иваненко вызывает участие МСР в антикришнаитской кампании.

Между тем, распространение в обществе мнения о существовании особой категории "тоталитарных сект", которые следует ограничить в правах или даже запретить, опасно, считает автор. "В стране не будет прочного межрелигиозного мира до тех пор, пока в отношении зарегистрированных религиозных организаций не будет соблюдаться своего рода "презумпция невиновности". Если в судебном порядке не доказано, что та или иная религиозная организация нарушает закон, никто не имеет права навешивать на нее оскорбительные ярлыки. Государство, зарегистрировавшее религиозную организацию и тем самым засвидетельствовавшее соответствие ее вероучения и деятельности требованиям российских законов, обязано оградить ее от огульных обвинений".

Высказывания об опасности Общества сознания Кришны звучали и со стороны православных иерархов. Причину их С.Иваненко видит в угрозе, которую священноначалие видит в росте фундаменталистских настроений среди верующих. Чтобы фундаменталистские слои не дестабилизировали обстановку внутри церкви, церковное руководство "стремится направить их энергию на конфронтацию с последователями других религий и конфессий". Автор отмечает, что расчет в данном случае может оказаться неверным: "Может случиться и так, что православные фундаменталисты вполне смогут стать заметным явлением в политической жизни страны. А тогда они, без сомнения, способны будут отравить толерантную атмосферу межрелигиозных отношений".

Другой государственный орган, задачей которого является урегулирование межрелигиозных отношений, Совет по делам религий при президенте, не собирался с 2002 года. Кроме того, в его состав, как отмечает С.Иваненко, не вошли представители крупнейших протестантских деноминаций - Российского Союза евангельских христиан-баптистов и Союза христиан веры евангельской пятидесятников, а также старообрядцев - организаций, имеющих 922, 1398 и 267 зарегистрированных общин соответственно.

Идея законодательного закрепления статуса "традиционной религиозной организации" поддерживается на уровне Государственной Думы, однако реально пока приводит только к увеличению межконфессиональных проблем: "Действующая Конституция России предполагает равенство всех религиозных организаций перед законом. И пока она остается действующей, невозможен закон, наделяющий традиционные религиозные организации особыми правами и привилегиями".

Выступление В.Путина на форуме народов Кавказа многими было истолковано как поддержка идеи создания закона о "традиционных религиях". Однако, считает С.Иваненко, из текста президента вовсе не следует такой вывод: "Внимательное прочтение этого текста позволяет предположить, что президент России говорит не о специальном законе о поддержке традиционных конфессий, а о том, что в рамках существующих законодательных норм следует "аккуратно" поддержать религиозных деятелей прежде всего традиционных конфессий (сам оборот "прежде всего" показывает, что президент подразумевал поддержку не только традиционных религий)".
Оптимальным было бы в данном случае придерживаться конституционных норм, полагает С.Иваненко: "Было бы разумно исходить из того, что религиозные организации "обречены" по-прежнему оставаться равными перед законом, нравится это кому-то или нет. И только осознание этого непреложного факта поможет по-настоящему активизировать диалог по спорным вопросам, в том числе о допустимых формах миссионерской деятельности, а также межрелигиозной полемики в светских СМИ и т.д. Религиозный мир от этого стал бы только крепче".