Отзыв директора Института государственно-конфессиональных отношений и права, к.ю.н. И.В. Понкина на проект Концепции вероисповедной политики России, разработанный Историко-правовой комиссией РПЦ

26 октября сайт "Государство и религия в России" опубликовал отзыв директора Института государственно-конфессиональных отношений и права к.ю.н. И.В. Понкина на проект Концепции вероисповедной политики России, разработанный Историко-правовой комиссией РПЦ. По его мнению, этот проект "в значительной мере вобрал в себя удачные концептуальные идеи проекта Концепции государственной политики в сфере отношений между государством и религиозными объединениями, разработанного Институтом государственно-конфессиональных отношений и права и Главным управлением Министерства юстиции РФ по г.Москве в лице заместителя начальника Главного управления В.Н.Жбанкова", и потому "значительно отличается от чрезмерно перегруженного воинственно атеистической идеологией проекта кафедры религиоведения РАГС при Президенте РФ, отличаясь от религиоведческого, то есть неюридического, взгляда кафедры религиоведения на право и правоотношения неизмеримо более серьезным и профессиональным отношением к решаемой задаче". Тем не менее, это не означает, что у И.В. Понкина нет претензий к новому проекту.

Прежде всего его возражения вызвало использование в проекте Историко-правовой комиссии термина "вероисповедная политика государства". По его мнению, этот термин "несет в себе императивную смысловую нагрузку, подразумевает жесткое регулирование религиозной ситуации в российском обществе со стороны государственных органов. Такая политика, действительно, присутствует в идеократическом государстве, стремящемся полностью поставить под контроль сознание граждан, но она неуместна и неправомерна в светском демократическом государстве". Кроме того, полагает И.В. Понкин, "не вполне предметно и корректно прописаны определения таких понятий как "светскость государства", "светскость образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях", "отделение религиозных объединений от государства".

По мнению директора Института государственно-конфессиональных отношений и права, авторам Концепции следовало бы наметить принципиальные пути решения ряда важных проблем в отношениях между государством и религиозными объединениями. Он называет эти проблемы: "правовое регулирование и практическая реализация религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, иных форм сотрудничества государства и религиозных объединений в сфере образования; вопросы частичного возврата имущества религиозного назначения, изъятого во времена гонений на религию в советский период; вопросы, связанные с правами религиозных организаций на земельные участки, лесные массивы, водные объекты и мн. др."

Не согласен И.В. Понкин и с включением авторами Концепции в число "федеральных традиционных конфессий" православия, ислама и буддизма: "Это - спорный подход. Заметим, что буддизм не является традиционной религией в большинстве субъектов Российской Федерации. Есть и иные возражения по поводу подхода авторов Концепции вероисповедной политики России в решении этого вопроса".

Неоправданно, по его мнению, сведение в проекте Концепции "вопросов реализации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях преподавания знаний о религиях и религиозных объединениях" исключительно к религиоведению: "Вопрос сотрудничества государства и религиозных объединений в сфере образования практически полностью обойден вниманием авторов Концепции, что некоторым образом снижает ее ценность".

Говоря о достоинствах проекта, И.В. Понкин отметил "попытку дать развернутые определения целому ряду понятий в проблематике отношений между государством и религиозными объединениями", а также ряд "удачных идей по той же сфере имущественных отношений, по иным направлениям и сферам отношений между государством и религиозными объединениями". В то же самое время, он подчеркнул, что "фрагментарная позитивность и новаторство проекта представленной Концепции будут сведены к нулю, если работа над проектом не будет продолжена".

По словам И.В. Понкина, "если проект воспринимать как следующий этап на пути кристаллизации общественного понимания и понимания государством того, как должны строиться отношения между государством и религиозными объединениями в России, как очередной этап принятия Россией европейского опыта в этой области и ухода от воинственно-атеистических подходов, с одной стороны, и неприемлемых подходов, навязываемых сегодня России сектой мормонов через финансирование зарубежных поездок российских госчиновников (один из последних таких оплаченных мормонами вояжей состоялся в начале октября 2003 г.) и проведение в России тематических конференций, с другой стороны, то появление проекта Концепции вероисповедной политики России видится важным событием в сфере государственно-конфессиональных отношений".