М.Мчедлов. Деление религий на "традиционные" и "нетрадиционные" не соответствует принципам толерантности

Профессор Михаил Мчедлов на страницах "НГ-Религий" анализирует термины "традиционные"и "нетрадиционные" религии, отмечая, что значения их в быту, научной литературе и политической риторике обычно не совпадают.
Правовые нормы этими понятиями вообще не оперируют, что нередко приводит к произволу чиновников, произвольно трактующих "традиционность" религиозных объединений.

Если считать основным временной критерий, рассуждает М.Мчедлов, то самыми "традиционными" для России надо признать дохристианские языческие верования. Если за основу взять количество последователей той или иной религии, то необходимо определить минимум верующих, позволяющий считать религию "традиционной": "Так, например, у малочисленных автохтонных народов России (Севера, Сибири и Дальнего Востока) есть свои издревле существующие верования, во многом определяющие их образ жизни. Но можно ли их считать "традиционными" для России в целом?" Использование только территориального признака ученый также считает некорректным: "Когда Польша, Литва, Латвия, Западная Белоруссия входили в состав Российского государства, то католицизм в России имел совершенно иной духовно-культурный статус, нежели сегодня".

Однако, полагает М.Мчедлов, термин "традиционный" можно использовать, "не придавая ему политико-правового измерения и не видя в этом дискриминации других вероисповеданий", если при определении "традиционности" опираться прежде всего на степень влияния вероучения на ментальность народа и становление государственного и национального самосознания. В России такое влияние оказывает Русская Православная Церковь.

М.Мчедлов подчеркивает, что признание исторической роли той или иной конфессии не должно приводить к ущемлению прав других религиозных объединений. "Равенство всех религиозных объединений перед законом - незыблемое конституционное положение, но объем выполняемых ими социальных и духовно-культурных функций у них различен. Такова историческая реальность", - считает ученый. По его мнению, обособление крупных религиозных организаций от остальных не соответствует принципам толерантности. Религиозным организациям, как "традиционным", так и "нетрадиционным" следует искать пути сотрудничества, чтобы "добиваться максимальной реализации позитивного нравственного и общественного потенциала различных религиозных объединений". К религиозным течениям, которые имеют определенные корни в российском обществе и осуществляют сколько-нибудь значимое социальное служение М.Мчедлов относит, в частности, лютеранство, пятидесятничество, баптизм, адвентизм.

По мнению ученого, невозможно точно определить, какая культурно-этическая или религиозная система более истинна, поэтому очень важно признание прав религиозных меньшинств. "Правда, при единственном условии: если меньшинства действуют в рамках закона и не нарушают прав других людей".