Ольга Квирквелия о критериях конфессиональной принадлежности

Автор, глава центра "Вера и мысль", кандидат исторических наук, полемизирует с положениями статьи социолога Юлии Синелиной, по мнению которой, главным критерием конфессиональной принадлежности при проведении социологических исследований должна быть самоидентификация респондентов. О. Квирквелия полагает, что подобный подход далек от беспристрастности и не позволяет получить объективную картину.
Основной тезис Ю. Синелиной - "никто не может считаться неправославным, если он сам определяет себя таковым" - О. Квирквелия сравнивает "с равнозначным "никто не может считаться не музыкантом, если он сам определяет себя таковым", или "никто не может считаться не инопланетянином...", или "...не Наполеоном...". Самоидентификация - недостаточный критерий: "Вероисповедания и конфессии различаются прежде всего именно объектом веры и догматической составляющей. Однако верят в основные догматы православия от 18 до 42% православных. И если только 15% назвавших себя православными верят в Бога как личность Христа, то либо они все же не православные, либо православие - не христианская конфессия".
Можно, конечно, исследовать именно то, сколько человек называют себя православными, "но тогда круг корректирующих вопросов должен быть направлен на выявление того, что респондент считает православием и почему он считает себя православным. А затем можно было бы соотнести субъективные представления о православии с официальной позицией Православной Церкви. Боюсь, результат был бы очень интересен, но также не порадовал бы заинтересованных лиц". Несовпадение числа тех, кто именует себя православным, с числом реально воцерковленных и принадлежащих к МП верующих абсолютно нормально. По мнению О. Квирквелия, такую же картину дадут и подобного рода исследования среди приверженцев других конфессий "с той только разницей, что быть православным сегодня "модно". Чтобы назвать себя католиком, протестантом или атеистом, требуется определенное мужество".
Автор полагает, что резко усилившийся в условиях "идеологического вакуума" интерес к "традиционным ценностям" влияет и на беспристрастность социологов: "Да, были времена, когда не только респонденты вынуждены были отвечать определенным образом, но и социологи вынуждены были делать вид, что они этим ответам верят. Но сегодня-то?.. Может быть, правы те исследователи, которые видят в российском православии очередной идеологический жупел, лишенный духовного содержания?"