А.Бузгалин: Кому нужна клерикализация общественной жизни России

Координатор общественного движения "Альтернативы" Александр Бузгалин на страницах "Московских новостей" рассуждает о том, "кому нужна клерикализация общественной жизни России".

По мнению автора, существуют две группы причин "экспансии религиозности" в России. К первой группе относятся социальные потрясения 90-х гг., защиту от которых многие стали искать в религии; "олигархически-феодальный рынок и полуавторитарная политическая власть", способствующие росту религиозности граждан; "гремучая смесь из высоких традиций и обостренного внимания к духовно-нравственным вопросам, идущая и от классической культуры и от советской эпохи, с одной стороны, массированной атаки массовой культуры, разрушающей эти традиции, - с другой": "Поскольку ни государство, ни бизнес, ни гражданское общество не создали в нашей стране общедоступных и общераспространенных институтов светской культуры, постольку в качестве альтернативы навязываемой тоталитарным рынком бездуховности выступила религиозность".

"Вторая большая группа причин растущей религиозности населения - сознательная деятельность по ее внедрению, ставшая особой отраслью современного массового духовного производства, особенно культивируемой в России".

"В сфере духовного производства в России вот уже долгие годы ведется активная рекламная и пиар-кампания по навязыванию населению религиозного образа мысли и действий, - утверждает А.Бузгалин. - Эту кампанию ведут государство (от президента до главы местной администрации + Министерство культуры и т.п.) и иные политические институты (включая оппозиционные партии), церковь, а также многие структуры бизнеса. Все эти институты активно насаждают религиозность, проповедуют религиозные идеалы, внедряют соответствующий образ жизни, систематически доказывают правомерность отождествления религиозных и нравственных, духовных начал и норм социального поведения, семьи, образования, воспитания, культуры и т.п.

<...>

Однако нарастание религиозности и укрепление институтов церкви - не тождественные процессы, а в России развивается именно клерикализация общественной жизни".

Клерикализация, по мнению автора, заключается в том, что, "во-первых, укрепляется власть церкви как института, оказывающего существенное влияние на социальную, экономическую и даже политическую жизнь общества. Во-вторых, церковь как институт ведет экспансию вовне, стремясь подчинить своему влиянию те сферы, которые в современном обществе являются светскими, что закреплено даже в российской Конституции. Это прежде всего образование во всем многообразии его видов и отраслей".

Клерикализация "востребована, активно поддерживается и усиливается всей пирамидой государственной власти" и "едва ли не всеми слоями российского бизнеса".

Кроме того "клерикализация активно проводится теми, для кого развертывание этого процесса является либо глубоким внутренним убеждением, либо способом социального преуспеяния, а то и прямого улучшения своего материального положения и общественного статуса".

В популяризации же собственно религиозности, считает А.Бузгалин, значительную роль играет "придворная интеллигенция", поскольку "такого рода интеллигенция всегда "колебалась вместе с линией партии", и если партия (президент + господствующие бизнес-структуры) активно поддерживает церковь, то и придворная интеллигенция делает то же самое. В результате наша официальная "интеллектуальная элита" создает стандарт (если не моду) на "воцерковление": всякий культурный человек отныне обязан быть верующим и любить свою церковь. Иначе его не примет ни одна великосветская тусовка".

Автор также отмечает, что "вера (а в ряде случаев и церковь) востребована в современной России и широким кругом искренних, честных людей, болеющих душой за будущее нашей Родины, стремящихся к социальной справедливости, радеющих за гуманизм".