Священник Павел Адельгейм: "Крепостное бесправие священника не должно быть терпимо ни в церкви, ни в государстве, которое называет себя правовым"

Священник Павел Адельгейм в статье "Трудовой договор или крепостная зависимость", опубликованной латвийским сайтом "Domu Laukums", рассматривает несоответствие Устава Русской православной церкви российскому законодательству.

Принятый в 2000 г. Устав РПЦ автор статьи сравнивает с узаконенным крепостным правом, поскольку "десятки тысяч российских граждан, представляющих сословие священнослужителей, ограничены в гражданских правах на основании нормативных документов РПЦ, признанных и одобренных Российской Федерацией".

На сегодняшний день клирики РПЦ лишены права на труд и отдых, поскольку, в соответствии с Уставом, решение о приеме или отказе в приеме на работу и о предоставлении или не предоставлении очередного отпуска принимает лично правящий архиерей. Трудовой договор со священником не заключается. Уволиться или перейти в другую епархию священник тоже не может без благословения епископа.

"Апофеозом бесправия" о.Павел считает отсутствие у священника возможности оспорить решение архиерея: Устав РПЦ запрещает обращаться в гражданский суд, церковный же суд (он существует далеко не во всех епархиях - Ред.) является карательным, а не судебным органом. Кроме того, сам факт существования церковного суда противоречит Конституции РФ.

Таким образом, нормативные документы РПЦ противоречат закону "О свободе совести и религиозных объединениях", Трудовому кодексу, некоторым разделам Уголовного кодекса и в целом Конституции РФ.

"Закон не охраняет его права, поскольку охранять нечего: священнику не предоставлены права. Слово "право" Устав не относит к мирянам и клирикам. Оно употребляется только по отношению к епископу. Судьба священника определяется не нормами закона, а волей чиновника", - резюмирует о.Павел Адельгейм. - <...> Любовь иссякла в РПЦ и грех поминать её всуе. Остаётся надежда на закон. Пусть защищает в равной мере священника и епископа. Святые каноны написаны для обоих. Правовое поле церкви должно быть единым для всех.
Крепостное бесправие священника не должно быть терпимо ни в церкви, ни в государстве, которое называет себя правовым".

Непосредственным поводом для появления статьи послужило увольнение священника Латвийской православной церкви (входит в юрисдикцию Московского патриархата) Яниса Калныньша, обратившегося в гражданский суд. Напомним, что и в России клирик Владимирской епархии и бывшая настоятельница Марфо-Мариинской обители пытались отстаивать свои права в гражданском суде.

Комментарий: См. также:
А судьи кто? // Ежедневный журнал. 2007. 21 октября.
Лункин Р. Священник и его начальство: внутренняя свобода и церковные рамки // Портал-Credo.ru. 2007. 26 октября. ("...Когда в России чрезвычайно слабо светское гражданское общество, трудно ожидать от Церкви того, что все ее приходы (а не только московские, питерские, новосибирские, петрозаводские и др.), без исключения, станут активными и самостоятельными членами гражданского общества. Рассуждения о церковных проблемах и реформах не дадут ответа на вопросы о том, кто заставляет священника становится крепостным совершенно добровольно? И неужели прихожанам и священникам нужен пункт в Уставе для того, чтобы они чувствовали себя полноценными и независимыми в своих суждениях гражданами? Если хочешь быть свободен, будь им, как отец Павел Адельгейм, который, несмотря на давний конфликт с архиереем, остается одним из самых ярких, думающих и известных клириков Псковской епархии".)