"Эксперт": взаимоотношения ислама со светским обществом и государством в России складываются лучше, чем в Европе

О взаимоотношениях ислама, православия, государства и светского общества рассуждает на страницах "Эксперта" Николай Силаев. По его мнению, России не стоит спешить "примеривать на себя французский или немецкий опыт".

"Что такое "исламская угроза"? - рассуждает автор. - Комплекс, в котором Усама бен Ладен, афганские талибы, палестинская "улица", подростки из арабских кварталов Парижа и турецкие иммигранты, жарящие шашлыки в берлинском Тиргартене, представляются частями некоего целого, угрожающего европейскому и, шире, западному миру — его культуре, его ценностям, его образу жизни."Исламская угроза" не столько реальность, сколько способ восприятия реальности. Вот пример, чтобы избежать голословности. Заявление председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина насчет того, что неплохо было бы ввести в России пост вице-президента специально для мусульман (примечательно, что это отнюдь не консолидированная позиция всего российского мусульманского сообщества), вызвало множество комментариев. Реанимация не первой свежести претензий к российскому гербу касательно крестов и изображения Георгия Победоносца (и они разделяются далеко не всеми мусульманскими лидерами) тоже было воспринято весьма эмоционально. А вот решение Совета муфтиев России ограничить жертвоприношения животных близ московских мечетей в Курбан-Байрам — что, вообще-то, есть серьезная уступка со стороны мусульман современному городскому образу жизни — прошло практически незамеченным. Не попадая в силовое поле "исламской угрозы", такого рода факты как будто утрачивают общественно значимый смысл.
Печально, что за способом восприятия реальности теряется сама реальность".
Между тем российский опыт "куда позитивнее западноевропейского", считает Н.Силаев: "В России накопился колоссальный по длительности опыт взаимодействия с исламом и мусульманами, причем взаимодействия повседневного. А значит, до известной степени стерлись различия в образе жизни мусульман и немусульман". В результате "российские мусульмане далеки от того, чтобы считать себя угнетенным меньшинством, лишенным доступа к "социальным лифтам". Даже несмотря на все обиды, связанные с тем, что еще сравнительно недавно власть слишком активно оказывала особые знаки внимания православию. А значит, российское общество пока остается динамичным, открытым и полным возможностей, в чем, пожалуй, главный залог межконфессионального мира".

Автор приводит мнение А.Малашенко: "Ислам развернут на социальные проблемы, в этом нет ничего страшного, это та данность, которая составляет часть общечеловеческой цивилизации". Из-за того, что государство не ведет диалог с исламистами, политизация ислама "связывается с радикальной оппозицией". В этой связи Н.Силаев призывает политиков налаживать контакты и с исламистами, а не только с главными муфтиями. Этот процесс уже начался. Об этом свидетельствует например, идея присоединения России к Организации "Исламская конференция".