Владимир Голышев: "Основной и, в конечном счете, единственной целевой группой для Церкви должно стать население, народ"

Публицист Владимир Голышев в статье "Религиозная революция: как одолеть "Кремлевского Мамая"?", опубликованной Агентством политических новостей, предлагает РПЦ изменить стратегию отношений с властью и обществом - от неэффективного сотрудничества с элитами и борьбы за обеспечение себе "режима наибольшего благоприятствования" перейти к "работе с населением" в форме "организации для людей 'островков нормальной жизни', в которой они обеспеченны всем необходимым, уверены в завтрашнем дне, и твердо знают: какая бы беда с ними не случилась — им придут на помощь 'свои'".

По словам В. Голышева, "сегодня необходимо признать очевидное: действующая власть и ее 'элиты' — это 'Золотая Орда-2''". Она "четко определила свой ценностной базис, свою целевую аудиторию и направление движение России. Ценности — 'европейские' (они же 'общечеловеческие'). Целевая аудитория — 'элиты' (в первую очередь, сырьевой бизнес и чиновничество). Направление движения — 'многонациональная Россия', находящаяся в полной зависимости от развитых стран (покупателей российского сырья). В том, что курс не изменится в годы, оставшиеся до выборного цикла 2007-2008 г., можно не сомневаться. В том, что он не изменится после 'рокировки в верхах' (скорее всего, в форме 'бархатной революции') — тем более".

При этом "когда Президент и другие высшие должностные лица говорят об 'элитах', как какой-то специальной выделенной из народа группе, они нас не обманывают. Действительно, между узким привилегированным слоем и народом — пропасть. На одной стороне высшее чиновничество и олигархи (со своим 'обслуживающим персоналом'), с другой — все мы. Ставка на 'особые отношения' с властью выдавала стремление Церкви (на всех уровнях) наладить 'рабочие отношения', в первую очередь, с самым главным начальником. Глядя, на Патриарха беседующего с президентом, архиерей ориентировался на губернатора, благочинный — на мэра, настоятель храма — на главу районной администрации. Между тем, народ оставался 'по другую сторону оврага'. Пока 'овраг' этот можно было перешагнуть — ситуация была терпимой. Но сейчас его края стремительно разъезжаются. И нет для Церкви ничего страшнее, чем окончательно связать себя в глазах народа с ненавистными 'элитами'..."

Значит, полагает автор, "иерархия приоритетов в церковной политике должна быть не просто пересмотрена — ее необходимо перевернуть на 180 градусов (такой переворот и есть точное значение слова 'революция'). Основной и, в конечном счете, единственной целевой группой для Церкви должно стать население, народ.
При этом следует понимать, что народ — понятие сложное и многосоставное. На мой взгляд, главным идентификационным признаком здесь является 'прикрепленность' к земле — к конкретному населенному пункту, городскому микрорайону и пр. Народ — это люди, которые на том или ином клочке земли могут осознанно и ответственно сказать: 'Это наша земля. Нам здесь жить. Нам и нашим детям'.
Кроме, пенсионеров, бюджетников и прочих малоимущих, это — малый и средний региональный бизнес, не развращенные коррупцией чиновники от муниципального до районного уровня, а где-то даже милиция (от участкового до главы райотдела). Именно они — та среда, в которой Церковь должна 'пустить корни'. Именно на этой ниве Церковь должна трудиться. Контакты же с высшим чиновничеством и прочими 'элитами' должны быть починены только одной цели — выторговать у "Кремлевского Мамая" лучшие условия для своих".

В. Голышев прямо указывает на то, что подобного рода стратегии активно использовались и используются самыми разными религиозными объединениями. Он упоминает в этой связи религиозно-политическую организацию "Акрамия" (на которую - вслед за некоторыми СМИ - возлагает ответственность за беспорядки в Андижане) и "секты".

По его мнению, РПЦ тоже должна идти этим путем, и тогда она сможет победить в борьбе за паству: "Несмотря на имеющуюся у нее колоссальную 'фору', РПЦ до сих пор постоянно проигрывала (и проигрывает) сектам. Происходит это только потому, что этот главный инструмент проповеди всегда был в руках сект и почти никогда в руках Русской Церкви... А читать по-славянски, готовиться к причастию, поститься и даже петь на клиросе люди научатся сами. Если Церковь станет для них неотъемлемым элементом повседневного бытия, они будут учиться церковной жизни с таким желанием и азартом, что быстро обгонят дипломированных катехизаторов и детей своих приведут петь на клирос приведут!
Русская Церковь сегодня имеет уникальный шанс незаметно, не идя на прямое столкновение с 'Кремлевским Мамаем' и его 'элитами', создать новый народ — 'народ с прямой спиной', хозяина своей судьбы. Не знаю, возможна ли сегодня 'монашеская революция' хоть отдаленно напоминающая ту — времен Сергия и Кирилла. Но в том, что историческое предназначение Церкви сегодня — идти той же дорогой, я не сомневаюсь".