Авторы Кестонской "Энциклопедии современной религиозной жизни" - об особенностях церковно-государственных отношений на Кубани и в Белгородской области

На сайте Кестонского института опубликован первый (апрельский) номер информационно-аналитического бюллетеня "Русское обозрение", подготовленный участниками проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни". Две статьи этого выпуска посвящены рассмотрению церковно-государственных отношений на Кубани (Роман Лункин, "Кубань: казачий идеал православного края") и в Белгородской области (Сергей Филатов и Роман Лункин, "Белгородчина: земская симфония губернатора и архиепископа").

"Кубанскую модель" Р. Лункин описывает следующим образом: "Вразрез со своим историческим наследием кубанские духовные лидеры и политики подчеркивают лояльность казачества по отношению к государственной власти и официальной Русской Православной Церкви. Краснодарские чиновники видят в православном казачестве опору своей власти, используя идеи необходимости сохранения русской нации и ее исконной веры - православия как фундамента государственности. По сути, в основу религиозной политики властей Краснодарского края, а именно их отношения к православию и к религиозным меньшинствам, лег радикальный православно окрашенный национализм. С отстаиванием принципа защиты "русскости" неразрывно связана линия на дискриминацию всех религиозных течений, которые вместе со своей активной миссионерской и социальной деятельностью не вписываются в рамки национал-православного казачьего государства".

Что касается Белгородской области, то уникальность сложившейся в этом регионе ситуации, по словам С. Филатова и Р. Лункина, "обязана своим существованием губернатору области с 1995 г. Евгению Степановичу Савченко и правящему с 1995 года архиерею Белгородской и Старооскольский епархии, то есть с момента её воссоздания, архиепископу Иоанну (Сергею Леонидовичу Попову).
Губернатор Савченко стремится воплотить на Белгородчине идеи земства и является членом президиума Российского Земского Движения (РЗД). Идеология губернатора умещается в провозглашенной им "триединой формуле русской идеи": "Вера - Державность - Народ" - "наполненной духом Святой Троицы".
В рамках земской идеологии он уделяет большое внимание духовным вопросам, связанным, прежде всего, с участием Белгородской епархии в общественной, политической и экономической жизни области. Благодаря личной позиции губернатора, связующим звеном между Церковью и областной властью является РЗД. Участие Церкви в РЗД дает ей право почувствовать себя мощной идеологической силой, имеющей эффективные средства для давления на своих оппонентов".

Особо авторы отмечают "удивительную успешность "земской политики" белгородских властей", которые к 2005 г. "добились полной "стабилизации": меньшинства смирились со своим униженным положением. Общественность покорно приемлет "внедрение православия" в "патриотической" интерпретации губернатора Савченко и архиепископа Попова. Ни один возглас возмущения с берегов Северского Донца не долетает до Москвы или, скажем, Страсбурга".