С.Лукашевский: Выстраивая отношения с религиозными организациями, власть предпочитает простые решения сложным

На страницах "Русского журнала" С.Лукашевский анализирует религиозную политику государства.
Автор обращает внимание, что в последнее время произошли несколько событий, подчеркивающих особое положение ряда религиозных организаций. Это выступление В.Путина на форуме народов Кавказа, где президент высказался в поддержку традиционных конфессий, демонстрация хороших отношений с Московской Патриархией нового министра культуры, лишение регистрации московской общины "Свидетелей Иеговы".
По мнению С.Лукашевского, даже если совпадение по времени этих событий случайно, "оно симптоматично и иллюстрирует развитие государственной политики в области религиозной жизни в период второго президентского срока В.Путина".

Введение правового статуса "традиционной конфессии" позволило бы Русской православной церкви и другим попадающим под это определение конфессиям в союзе с государством подавить религиозных "конкурентов". Чтобы добиться содействия государства, представители РПЦ в середине 90-х пытались проводить "антисектантские" кампании, одной из основных черт которых было "смешение на практике групп, проповедующих новые эклектичные религиозные учения ("Аум Синрике", "Белое братство", "Церковь сайентологии" и т.п.) и протестантских общин, имеющих весьма долгую как собственную, так и российскую историю".

Решение Головинского суда о ликвидации общины "Свидетелей Иеговы", считает С.Лукашевский, может быть началом новой кампании, особенно если учесть, что "именно среди пятидесятников и иеговистов отмечен наиболее значительный относительный рост числа адептов и общин за постсоветское время (хотя в абсолютных цифрах и в сравнении с РПЦ их доля остается весьма небольшой)".

Однако государство, действуя с помощью запретов, по мнению С.Лукашевского, может добиться обратного эффекта - "власти только создадут им ореол мучеников". Союз с "традиционными" конфессиями чреват "потерей диалога с нетрадиционными, но быстро развивающимися религиозными общинами и вообще выдавливанием свободной религиозной жизни за пределы публичного пространства. Это, в свою очередь, приведет как раз к отсутствию объективного представления о религиозной жизни в стране и невозможности влиять на нее". "Опора на административный ресурс позволяет решать конкретные сиюминутные задачи, но даже в сфере политики закладывает основу для будущих кризисов. Религиозная жизнь еще менее управляема, и действующие там акторы мыслят временными категориями, намного превышающими один президентский срок", - резюмирует автор.