Александр Журавский. Религиозный фактор как элемент геополитики России

Руководитель Центра этнорелигиозных и политических исследований при кафедре религиоведения Российской академии госслужбы (РАГС)Александр Журавский пишет, что "религиозный фактор становится элементом геополитики России. Это стало ясно после двух важных событий - сентябрьской встречи в Нью-Йорке Президента Путина с делегацией Русской Зарубежной Церкви во главе с ее Предстоятелем митрополитом Лавром и октябрьского малазийского визита главы Российского государства".

В Нью-Йорке Путин выступил посредников в переговорах глав РПЦ и РПЦЗ, прямо апеллировал к православной общности как к средству связи с бывшими соотвечественниками.
Не меньшую роль отводит Путин и исламу. Как он сказал в Малайзии, "в отличие от, скажем, мусульман, которые проживают в Западной Европе, наши мусульмане - это россияне. У них нет другой родины. И в этом смысле Россия, конечно, - часть мусульманского мира". (Интересно, что Путин, видимо, считает английских и германских мусульман - не англичанами и немцами, соответственно.)

Далее Журавский подчеркивает фразу Путина: ""У нас 20 миллионов мусульман, но 125 - не мусульман. У нас в основном христианская, православная страна". Православная страна - это уже серьезное утверждение, свидетельствующее о восприятии страны Президентом и его окружением".

Итак, сделана заявка на религиозную политику. Вот как она формулируется Журавским: "Деструкции внутри религиозного сообщества дорого обходятся российскому обществу. В то же время, обществом и государством постепенно уясняются возможные форматы позитивного присутствия религии в жизни гражданского общества и светского государства. Приходит понимание того, что Православие - есть фактор национальной консолидации русскоязычной диаспоры за пределами России. Осознается значение исламского банковского капитала и инвестиций исламских фондов. Религиозный фактор (может быть даже вопреки стремлению значительной части религиозных лидеров и простых верующих) погружается в политические контексты, приобретает политическое измерение".

И далее делается вывод, что "очевидно, что мы дожили до эпохи, когда Россия на новом историческом этапе своей государственности возвращается к привычному имперскому формату. Это настолько очевидно всем, что даже "прораб приватизации" и "главный электрик страны" Анатолий Чубайс предложил гениальный проект "либеральной империи". Хотя борьба моделей (проектов) империи - еще впереди, уже сегодня можно отметить, что в имперском формате религиозный фактор всегда играет значительную роль, а обреченность либерального проекта для России заключается именно в неспособности учесть существующие этнокультурные и религиозные традиции российских народов".

Кроме имперской роли, Россия может сыграть и роль посредника, так как Запад заражен исламофобией. В то время как "Россия способна задавать форматы новых политик в области цивилизационного развития, поскольку является единственной страной, в которой существует достаточно устойчивая система межконфессионального диалога и сотрудничества, хотя и подтачиваемая плодами пагубной постсоветской национальной политики и разного рода историческими обидами (Казань, Чечня)".

Комментарий: Статья А. Журавского очень интересна тем, что прямо увязывает религиозный фактор с задачей восстановлением имперского статуса России. Тогда естественно соглашаться с Путиным, что Россия - православная страна (а россияне - "православный народ", как предполагают "Основы социальной концепции РПЦ"). Можно даже не без явной натяжки утверждать, что только в России "существует достаточно устойчивая система межконфессионального диалога и сотрудничества", и обойти вниманием скандал с антисемитским выступлением лидера Малайзии на той самой встрече и отсутствие реакции Путина на это выступление.

Трудно сказать, обречен ли в России "либеральный проект", но статья наводит на мысль, что ее автор предпочитает "либеральной империи" Чубайса некую религиозно-идеологизированную империю. Выражая уважение Александру Журавскому как эксперту и нашему автору, мы надеемся на определенное прояснение его позиции.