Государственно-конфессиональные отношения в преддверии нового избирательного цикла

В новой статье сопредседателя Института свободы совести С. Бурьянова рассматриваются основные тенденции развития отношений государства с религиозными организациями с конца 2002 г. Автор отмечает, что "взаимосвязь религии и политики, религии и выборов является отнюдь не очевидной. Тем более, что всякого рода "религиозные" партии, будь-то "православные" или "исламские", как правило, успеха у избирателей не имели. А представители религиозных организаций не устают заявлять, что не принимают участия в политической борьбе". Однако, утверждает С. Бурьянов, "вопреки основополагающим принципам Конституции РФ, элементы государственных вероисповедных предпочтений (коснувшиеся органов власти и государственного управления, армии, силовых структур, государственной системы образования), вводимые в явочном порядке, имеют устойчивую тенденцию к законодательному закреплению с целью придания им характера государственной политики".


По мнению автора, "в целом есть основания говорить о системной многоуровневой коррупции в области отношений современного Российского государства с религиозными объединениями - взаимосвязанной с иными системами общества, и прежде всего с политической системой, и охватывающей многие взаимозависимые, зачастую переплетенные уровни, включая науку и образование, законотворчество и правоприменение". С. Бурьянов рассматривает эту тенденцию, которая, с его точки зрения, выражается в клерикализации образования; в часто звучащих заявлениях о необходимости борьбы с "религиозным экстремизмом", якобы нарушающим "этноконфессиональный баланс"; в "формировании системы "специальных" государственных льгот и привилегий... для "традиционных религиозных организаций" при одновременном стремлении ограничить "нетрадиционные"; в создании "антиконституционной законодательной базы, основанной на неправовом понятийном аппарате"; в "привлечении "силовых" структур государства для борьбы с духовными конкурентами".

С. Бурьянов подчеркивает, что "специальные" ограничения деятельности религиозных организаций (важнейших институтов гражданского общества) являются первым шагом к превращению в одну большую тоталитарную "секту" всего государства. И тогда жертвами станут миллионы инаковерующих и инакомыслящих". По его мнению, "в решении данной проблемы более корректным выходом могли бы стать совершенствование уголовного законодательства и работы соответствующих органов с целью дезавуирования и пресечения деятельности преступных групп, вне зависимости от того, какой ширмой они прикрываются".

Автор полагает, что отмеченные им "тенденции подрывают основы конституционного строя, способствуют сакрализации власти с целью ее приватизации, подавлению свободы мировоззренческого выбора, в результате чего государство в целом перерождается в авторитарное и тоталитарное".

"Очевидно, что дальнейшее усиление тенденций политизации религии и клерикализации политики, сакрализации власти и клерикализации государства послужит катализатором нарушений основных прав и свобод человека в РФ, усилит этноконфессиональную напряженность, ослабит перспективы формирования гражданского общества и построения правового государства в России", - заключает С. Бурьянов.



Бурьянов С.А. Отношения государства с религиозными объединениями в преддверии избирательного цикла 2003-2004 гг. // Юридический мир. 2003. N 8. С. 4-16.