"Исламский фактор" на Выборах-2003

Независимый исламский информационный канал "Ислам.Ру" опубликовал политологическое исследование "Мусульмане на Выборах-2003".

В первой части рассматривается опыт участия мусульманских организаций в выборах на протяжении 1990-х гг. Авторы исследования проводят параллели с дореволюционным опытом и отмечают: "Как и в современной России, мусульманские общественно-политические силы пытались блокироваться порой с противоположными по взглядам течениями".

В разделе, посвященном ситуации в нынешнем, 2003 г., отмечается, что "из 28 партий, допущенных к участию в выборах, как исламская себя позиционирует, и то частично, только возглавляемая Магомедом и Зауром Раджабовыми партия "Истинные патриоты России". Перспективы у этой партии, по мнению авторов исследования, сомнительны: "...попытка лидеров ИПР погнаться за двумя зайцами, исламским и патриотическим, может в результате привести к известно какому результату. Вероятность подобной перспективы увеличивается в свете того, что в списке партии нет ярких фамилий, известных не только всей стране, но и даже всем российским мусульманам, а идеи партии до сих пор незнакомы широким массам".

Авторы также рассматривают отношение к "исламскому фактору" со стороны ряда партий и объединений, готовящихся к участию в выборах: блока "Великая Россия - Евразийский союз", партии "Евразия", блока Глазьева-Рогозина "Родина", блока Миронова-Селезнева, "Единой России", "Яблока". По словам авторов исследования, "можно с большой долей уверенности ожидать ближе к выборам, особенно президентским, визиты кандидатов на различные посты в мечети, встречи с муфтиями, заверения и обещания решить проблемы мусульман и проч."

В заключительном разделе исследования - "Перспективы" - отмечается, что "сегодня вероятность создания мусульманской фракции или даже попадания в Думу хоть нескольких депутатов, собирающихся отстаивать интересы последователей Ислама в России, по многим причинам весьма призрачны, хотя общая ситуация, может быть, в первый раз за последние годы, для мусульман достаточно благоприятна (взять хотя бы наметившийся поворот отечественной внешней политики в сторону исламского мира). Однако ее надо суметь еще использовать". По мнению авторов исследования, роль "исламского фактора" в политической жизни страны будет возрастать. "До сих пор на политическом небосклоне нет той силы, которая бы внятно выразила и смогла отстаивать интересы российских мусульман", однако это положение должно измениться.

Во-первых, "их (мусульман - ред.) корпоративные интересы никто, кроме них самих, защищать не станет. Правильность этого вывода продемонстрировали попытки найти союзника-благодетеля то в лице правых, то центристов, то левых, в результате которых мусульмане неизменно оставались у разбитого корыта".

Во-вторых, "до нынешнего момента мусульмане, несмотря на то, что подавляющее большинство из них представлены коренными народами, которые внесли огромный вклад в развитие страны, не имеют никакого влияния на судьбу страны, они почти не представлены в элите государства. Рано или поздно эту проблему надо будет решать".

В-третьих, "успеху исламской политической организации в России будет способствовать тот факт, что процессы модернизации, рушащие традиционный уклад, в мусульманской среде, где всегда были сильны коллективистские ценности, порой имеют неожиданный результат. Под напором глобализации на смену колхозам приходит не атомизированное общество, а сеть исламских общин, которые сами по себе могут явиться первичной политической организацией".


Есть и факторы, тормозящие развитие: "негативный образ Ислама и мусульман", "плохая осведомленность самих мусульман о своей религии и разобщенность лидеров и общин", "небольшой политический опыт мусульманских лидеров и общественных деятелей, отсутствие лидера вкупе со слабым интересом к данной теме мусульман - представителей бизнес-структур". Но несмотря на это, "процесс развития Ислама, политического роста мусульман в России, пусть с осложнениями, но идет. И чтобы в конце концов на этом поле перестали вырастать сорняки, вроде тех, кто шарахается от ваххабизма к евразийству, а проросли съедобные плоды, его необходимо активно обрабатывать. Только тогда есть перспектива, что Ислам в России приобретет адекватное политическое измерение и звучание", - заключают авторы исследования.