Появятся ли в российской армии православные капелланы?

Обозреватель "Портала-Credo.ru" Михаил Жеребятьев в своей статье рассматривает перспективы "православизации" российской армии и введения института православных капелланов. По его мнению, в ближайшее время изменений в этом отношении не последует, поскольку важнейшая предпосылка - наличие реальной свободы вероисповедания военнослужащих - отсутствует. Недавно подписанный президентом указ об альтернативной военной службе также на ситуацию не повлияет, полагает автор.

М. Жеребятьев отмечает, что "в обществе попросту отсутствуют влиятельные силы, способные открыто и последовательно отстаивать светские позиции". Поэтому чиновники, объясняя "феномен православизации всей страны", часто ссылаются на "инициативу снизу". При этом "особенно активно внедряют в повседневную жизнь православные "обычаи" и "обряды" "силовики", что совсем неудивительно, поскольку даже обычные межличностные отношения внутри закрытых институтов являются производным от жёстких схем подчинения, признаваемых в качестве служебного поведенческого эталона".

Нередко говорят о монопольном праве РПЦ окормлять верующих военнослужащих и о введении в армии института православных капелланов, которые смогут заменить замполитов. Казалось бы, "при откровенном несоблюдении принципов светскости представителями всех ветвей и уровней российской власти ввести институт патриархийных капелланов в современной армии, как говориться, - нечего делать", однако этого не происходит. По мнению М. Жеребятьева, это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, создание такого института приведет к возникновению дилеммы: либо запретить служить неправославным, либо допустить в армию представителей других конфессий. Во-вторых, капелланов придется содержать за счет министерства обороны. В-третьих, сама РПЦ в настоящее время не в состоянии соответствовать ожиданиям: "Армия и общество сформулировали устойчивый заказ на нового замполита с крестом, да к тому же ещё и наделённого чертами хрестоматийного героя Великой Отечественной. На фоне подобных ожиданий представитель бюрократической Церкви, да ещё поставленный на довольствие, будет иметь слишком "бледный вид".

"Для того, чтобы тема капелланства вышла на качественно иной уровень обсуждения и принятия решений, - пишет М. Жеребятьев, - необходима самая малость - свободный военнослужащий со свободным вероисповедным выбором. Только тогда общество поймёт, что капеллан в современной армии должен быть прежде всего состоящим на государственной службе офицером, а уже потом представителем конфессии исключительно для своих единоверцев".

Что касается последствий недавно подписанного президентом указа об альтернативной гражданской службе, то, по словам М. Жеребятьева, "религиозные альтернативщики (гражданский обслуживающий персонал, проходящий альтернативную службу вместо военной), которые придут в воинские части в будущем году, погоды явно не изменят - хотя и со своими убеждениями, всё равно, это подневольный люд". По мнению автора, предложенная модель альтернативной службы "слишком противоречива", а кроме того, возможно появление ряда юридических препятствий для ее реализации: "Доказательство религиозной принадлежности призывной комиссии Конституционный суд может признать не согласующимся с положением Основного закона; ведь по Конституции государственные органы России не вправе спрашивать гражданина о его религиозной принадлежности, что уж тогда говорить о требовании ее "доказывать"?"