Максим Шевченко о "Русском исламе"

24 июня "Портал-Credo.ru" опубликовал интервью с Максимом Шевченко, в котором тот прокомментировал заявления Али Полосина от 19 июня, касающиеся как его лично, так и проекта "Русский ислам". По словам М. Шевченко, этот проект - "полная чушь. Его просто не существует. Ничего подобного в аппарате полпреда не разрабатывалось и не разрабатывается. Уровень глупости и лжи тех, кто развернул кампанию против т.н. "Русского ислама", показывает тот факт, что меня зачислили в советники Кириенко. Достаточно запросить аппарат полпреда в Нижнем, чтобы узнать, что я никогда не был и не являюсь советником уважаемого мной Сергея Владиленовича". Критические выступлениия по поводу "Русского ислама" М. Шевченко оценил так: "Я вижу в этом потоке два заказа... Один - от врагов ПФО, в котором единственный полпред - не из органов или армии (не считая теперь еще и Матвиенко, конечно), и в котором, единственном, ведется разработка стратегий развития России.
Второй - от патриархии, которая дико боится создания министерства по делам религий и, заподозрив в этом желании Зорина и Градировского, на всякий случай, спустила на них своих "цепных псов" в виде Союза православных граждан и подобных ему организаций. Я напугал Кирилла нулевым и единственным номером "Независимого религиозного обозрения". Они посчитали, что это начало чего-то большего. А я это делал просто, чтобы развеяться и квалификацию не потерять в трудное время".

Тем не менее, М. Шевченко признал, что "проблема есть. Россия - страна интернациональная. И мусульмане в ней говорят на десятках непохожих друг на друга языках. Их растущее дистанцирование от общества и государства очевидно. Их разрыв с русским языком и русской культурой растет. Я уверен, что если эта тенденция будет развиваться, то на смену русскому языку межисламского общения в России придет арабский, как это было до революции. Так что государство заинтересовано в том, чтобы русский язык оставался главным в межнациональном общении. Те, кто пытается сорвать конструктивный разговор на эту тему, просто являются заочными или очными пособниками радикального экстремизма и сепаратизма".

Отвечая на вопрос о его личном отношении к исламу, М. Шевченко сказал: "Я никогда не был другом собственно ислама, но был и остаюсь другом многих мусульман и исследователем исламской темы. Я считаюсь ведущим журналистом (а не ученым, конечно) в исламской проблематике. Я понимаю, как думают мусульмане, что они хотят, чего они бояться. Я не рассматриваю их как чужих, поскольку давно уже не делю людей по национальному признаку и вероисповедной принадлежности. <...>
Мусульман сегодня угнетают больше и чаще других, их оскорбляют, убивают и уничтожают, их унижают. Именно потому, что они мусульмане. Значит, они нуждаются в поддержке, помощи. Это вольтеровский принцип, альтернативы которому я не вижу. Все остальное - от лукавого.
Но я был и остаюсь христианином, причащаюсь в Православной Церкви. Поэтому и буду с гонимыми, а не с гонителями - в соответствии с евангельскими заветами".

Комментарий: См. комментарии Али Полосина по поводу касающихся его лично заявлений М. Шевченко:
Главный редактор газеты "Все об Исламе" и интернет-портала "ИсламИнфо", советник Совета муфтиев России АЛИ ВЯЧЕСЛАВ ПОЛОСИН: "Успокойтесь... Нашел я свое место, и весьма счастлив своим выбором!" // Портал-Credo.ru. 2003. 26 июня.
"Правда.Ру" о высказываниях М. Шевченко:
Тахиров И. Муфтий Гайнутдин не контролирует правоверных. А те строят себе мечети из картонных коробок // Правда.Ру. 2003. 1 июля.