"Русский ислам" в электоральной перспективе

"Портал-Credo.ru" комментирует ситуацию, сложившуюся вокруг проекта "Русский ислам", в свете "предвыборной мобилизации конфессий". В статье отмечается, что по мере приближения выборов все более актуальным для "доверенных журналистов, профессиональных пиарщиков и политтехнологов" становится "конфессиональный аспект работы с электоратом". Наиболее "непредсказуема" ситуация с "электоральным полем" ислама: "Действительно, у мусульман почти нет серьезного представительства во властных структурах, а при определенной пассивности федеральной власти ситуация может обернуться для российских последователей Мухаммеда не самым отрадным образом. Слишком абстрактно и безвольно декларируется в верхах принцип отделения Церкви от государства и "внеконфессиональности" российской политики, чтобы мусульманин не чувствовал своей иноприродности российской политии". В этих условиях происходит смешение конфессиональной и национальной идентичностей, последняя становится "единственным спасением и своеобразной "экологической нишей" верующего. "Лакмусовой бумажкой" в данном случае является вопрос о "прозелитизме": "...если ты татарин, то тебе можно быть мусульманином, а вот если вепс или, не дай Бог, русский - ни-ни!"

По мнению авторов статьи, претензии Иман Пороховой и Али Полосина, выступивших недавно с критикой проекта "Русский ислам", связаны прежде всего с тем, что они следуют универсальной логике - "более аутентичной", поскольку ислам, как и христианство, "исконно универсалистичен", - а сторонники "Русского ислама" придерживаются логики национальной. Однако и тот, и другой подходы к исламу "обуславливаются такими целями и таким типом социального поведения, который характерен для "респектабельных" представителей всех религий и вер: стать "официальной" (до определенной степени) конфессией и войти во власть".