Калининградский историк рассказал о последствиях передачи кирх Русской православной церкви

15 января 2015 года «Новые Известия» опубликовали интервью с историком и главным архивистом Государственного архива Калининградской области Анатолием Бахтиным. Он рассказал о том, что происходит со зданиями кирх, переданными Русской православной церкви в 2010 году.

Напомним, Калининградская область стала первым регионом, где церкви было передано имущество религиозного назначения, в том числе не принадлежавшие ей ранее здания кирх. Передача имущества здесь началась еще до принятия соответствующего федерального закона.

 

Случаи передачи православным лютеранских храмов, по словам А.Бахтина, происходили и до принятия закона: «Изначально было так: церковь заявляет, что существует община, есть священник, и просит передать им одну кирху в собственность. Им передают. По мере надобности они брали кирхи, восстанавливали их, и все было замечательно».

Сложности начались после появления закона, когда чиновники «приняли решение передать сразу и всё». За несколько лет до этого государство «планировало помогать церкви с финансированием реставраций. В 2008 году начался экономический кризис, и деньги закончились, но процесс передачи объектов церкви довели до конца». Сегодня кирхи и замки оказались в собственности РПЦ, а средств на их реставрацию «как не было, так и нет».

Стремление передать православным никогда не принадлежавшие им здания историк объясняет опасениями чиновников, что на это имущество станут претендовать верующие других религий. Однако эти опасения он считает безосновательными: «Тут практически нет общин других религий. Ну, взяли бы они себе 2–3 кирхи, им больше и не надо. Другое дело, что немцы на свои деньги отреставрировали и Зальцбургскую кирху в Гусеве, и кирху Арнау, и другие. Однако, когда их передали РПЦ, они просто устранились от этого, перестав финансировать восстановление».

Такая же ситуация, по словам А. Бахтина, и с другими переданными РПЦ объектами. Например, в ставшую православной церковью кирху в поселке Ушаково священник приезжает раз в месяц, общины в самом поселке нет. Соответственно, и следить за состоянием здания некому.

Проблема не только в нехватке финансирования реставрационных работ, но и в отсутствии в России специалистов по готическим памятникам и подходящих строительных материалов.

Собеседник «Новых Известий» не склонен обвинять в плачевном положении дел церковь: «Нет разницы, кто владеет этими объектами культурного наследия». После того, как государство перестало поддерживать памятники, их разрушение, считает А.Бахтин, неизбежно: «Перспектив нет. Все разрушится лет через пять».