Новости по теме

Опубликована докладная записка полпредов С.Кириенко, Г.Полтавченко и В.Казанцева Президенту РФ по вопросу взаимодействия государства и религиозных объединений в сфере образования.

27 апреля на сайте "Государство и религия в России" была опубликована докладная записка полпредов С.Кириенко, Г.Полтавченко и В.Казанцева Президенту РФ по вопросу взаимодействия государства и религиозных объединений в сфере образования. Документ, датированный февралем 2003 г. представляет из себя резюме одноименной конференции, проходившей в октябре 2002 г.

Подчеркивается, что актуальность вопроса обусловлена "образовательным запросом граждан, необходимостью обеспечения духовной безопасности России, а также необходимостью приведения российского законодательства в соответствие с нормами и принципами международного права".

В документе отмечается, что современное российское законодательство "не в полной мере соответствует нормам и принципам международного права, утверждающим неотъемлемое право учащихся на религиозное образование". Поэтому "в настоящее время в Российской Федерации фактически имеет место дискриминация детей и молодежи, которые хотели бы получать образование в соответствии с ценностями той или иной религиозной культуры". Подчеркивается неравноправное положение общеобразовательных государственных учебных заведений и образовательных учреждений, основанных религиозными организациями. Поскольку в настоящее время преподавание религиозных дисциплин в нынешних условиях ведется именно в последних, государство не в состоянии проконтролировать содержание и качество преподаваемых дисциплин". В результате преподавателями религиозных учебных заведений зачастую являются лица, не обладающие признанными российским государством дипломами, прошедшие специальную подготовку за рубежом, в том числе иностранные граждане. Финансирование некоторых учебных заведений осуществляется из зарубежных источников как легального, так и нелегального происхождения. Все это создает благоприятную почву для внедрения в образовательную среду экстремистских идей и дальнейшего их распространения". Между тем, поэтапная интеграция религиозного образования в систему государственного и муниципального образования будет способствовать тому, что посредством лицензирования и стандартизации государство получит возможность контролировать учебный процесс в этой области.
При этом подчеркивается приоритет соблюдения свобод совести и вероисповедания учащихся, а также культурологическая направленность религиозных предметов. "В качестве первого шага? - отмечается в письме, - является своевременным и заслуживает поддержки подготовленное Министерством образования Российской Федерации на основе анализа сложившейся в регионах России практики преподавания учебных предметов и курсов православной культурологической направленности примерное содержание образования по учебному предмету :Православная культура;..."

Полпреды рекомендуют вынести вопрос о преодавании религозных культурологических дисциплин на обсуждение Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ и Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ.

"Учитывая образовательный запрос граждан, необходимость обеспечения духовной безопасности России, а также необходимость приведения российского законодательства в соответствие с нормами и принципами международного права, представляется целесообразным рассмотреть данные вопросы на Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, а также на Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации с целью выработки решений по данным вопросам, которые в дальнейшем нашли бы отражение в государственных программах развития образования разного уровня (федеральных, региональных и др.). Представляется также важным присутствие в регулирующих образовательную деятельность нормативно-правых актах и документах разделов, касающихся вопросов религиозного образования, получения знаний о религии в светской школе (учебно-методическое обеспечение, научно-педагогические исследования, подготовка кадров и др.).