Новости по теме

Жители Саратовской и Тамбовской областей выступили с открытыми письмами в поддержку ОПК

Более 15 тыс. жителей Саратовской области поставили свои подписи под открытым письмом в поддержку введения в общеобразовательных школах курса ОПК, сообщает информационно-аналитический портал Саратовской епархии РПЦ. Документ адресован президенту В. Путину, председателю ГД Б. Грызлову, секретарю Общественной палаты РФ Е. Велихову, министру образования и науки А. Фурсенко. Копии были направлены также губернатору региона П. Ипатову и председателю областной думы П. Большеданову. Подписи собирали общественные организации (Саратовский земский союз, Российский союз местного самоуправления, Саратовский отдел Волжского Казачьего войска) и прихожане саратовских храмов.

По мнению авторов письма, "во многих областях действует фактический запрет на преподавание ОПК в школах, даже на факультативной основе.
Все это стало следствием ожесточенной борьбы, которую развернули в прессе противники преподавания "Основ". В основном это люди, исповедующие либеральные взгляды, уверенные в том, что все лучшее к нам приходит с Запада. По их мнению, они защищают светский характер образования в России, на самом же деле ― ведут борьбу за восстановление привычного для них государственного атеизма, который в ХХ веке в России стал причиной гонений и страданий для миллионов людей".

"Наша толерантность и уважение к другим религиям и национальным культурам не должны доходить до абсурда, когда людей пытаются заставить любить чужое, отказавшись от своего! - говорится в документе. - А именно это сейчас и происходит. Стандартная ситуация: на бОльшей части территории России, в обычном классе средней школы на 20 учеников из православных семей ― максимум 2-3 представителя других религий (из семей мусульман, иудеев). Прибавим к этому для верности картины 2-3 убежденных атеистов (хотя в реальности с убежденными атеистами приходится встречаться все реже и реже). Директора и учителя школ признаются, что боятся вводить ОПК, просто пригласить священника в школу на классный час просто потому, что боятся недовольства этого "неправославного меньшинства"! Именно из-за боязни громких протестов людей иной веры (а вовсе не из отвлеченной толерантности) мы лишаем наших молодых людей возможности получить те знания, которые являются основой культурной, национальной, религиозной самоидентификации русского народа. Что же получается? Мы отказываемся от прошлого и лишаем наш народ будущего в угоду тем, кто свою идентичность готов отстаивать любыми средствами".

Меж тем "российская школа после двух десятилетий активного реформирования отказалась от традиционных для нее воспитательских функций. Практически утрачена связь семьи и школы. Сам институт семьи близок к развалу, не в последнюю очередь потому, что сегодняшние тридцатилетние не получили необходимых уроков нравственности ни в школе, ни в семье. <...>
Результат этих реформ виден, как говорится, невооруженным глазом: большинство школьников не читают книг (они просто не в состоянии воспринять классический текст), не интересуются ничем в окружающем мире, проводя бОльшую часть времени за компьютерными играми и у телевизора".

Авторы письма настаивают: "Пора признать, что не существует абстрактной, "светской" нравственности. Без религиозной мотивации нельзя убедить современного человека быть милосердным, научить его самопожертвованию, любви к ближнему, сделать для него значимыми понятия Родина, долг, честь, семья... Воспитание этих качеств в человеке должно происходить с самого раннего возраста, а семья и школа должны быть союзниками, соработниками в этом деле, чтобы ребенок, попадая из дома в школу, не оказывался в чуждом ему мире с противоположными приоритетами".

Одновременно аналогичный сбор подписей начался в Тамбовской области. К началу октября в каждой из областей под обращениями подписались примерно по 15 тыс. человек.

В декабре авторам письма из Саратова ответило Министерство образования РФ. "В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства Закон Российской Федерации "Об образовании", а также Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" устанавливают, что государство должно обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях", - цитирует этот документ информационно-аналитический портал Саратовской епархии.

"Основываясь на законе, - говорится в письме из министерства, - светское образование включает изучение исторических и культурных основ традиционных религий в качестве основы для формирования у обучающихся представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности, развития способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения на основе знаний и понимания ценностных систем и этических практик ведущих мировых религий. Поэтому знания об исторических и культурных основах традиционных религий включены отдельными темами в курсы истории, литературы, обществознания, мировой художественной культуры. Также религиоведческая (культурологическая) тематика может преподаваться в форме факультативных занятий, элективных или специальных курсов, в различных формах внеучебной познавательной и воспитательной деятельности".

Комментарий: См. также:
Митрополит Калужский и Боровский Климент: "Быть россиянином - значит любить свое Отечество, его историю, а история России - это история Православия // Православная газета - Информационное агентство Екатеринбургской епархии РПЦ. 2007. 29 октября.
Ссылки на данную статью [1]