Новости по теме

Состоялось заседание Общественной палаты по проблеме преподавания в школах основ религиозной культуры

27 ноября в Москве состоялось совместное заседание трех комиссий Общественной палаты РФ: комиссии по вопросам толерантности и свободы совести (председатель - директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков), комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации (председатель - ректор Государственного университета - Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов) и комиссии по вопросам культурного и духовного наследия (председатель - митрополит Калужский и Боровский Климент). Предметом обсуждения стал вопрос о преподавании основ мировых религий в светских школах. Поводом послужило письмо министра образования и науки Андрея Фурсенко секретарю палаты академику Евгению Велихову. Министр посетовал на то, что возглавляемое им ведомство не может влиять на решения региональных властей, которые включают предметы типа "Основ православной культуры" в учебные планы на местах, и попросил палату высказаться по этой проблеме.

Как известно, Минобрнауки выступает за введение общего курса по основам мировых религий. Позицию ведомства в ходе заседания представлял заместитель А. Фурсенко Дмитрий Ливанов. Он привел данные, согласно которым 58 из 79 региональных органов образования в субъектах РФ полагают, что преподавание основ религии в школах должно вестись исключительно на факультативной основе и с согласия родителей, иметь светский характер и преподаваться светскими учителями. По мнению Д. Ливанова, подобного рода предметы можно вводить лишь в двух вариантах: либо как факультатив вне основной сетки часов для учеников старше 14 лет, либо в качестве школьного (а не регионального) компонента как спецкурс по выбору.

Между тем ведущий научный сотрудник Института семьи и воспитания Игорь Метлик напомнил, что министерство подготовило законопроект, предусматривающий отмену разделения учебной программы на федеральный, региональный и школьный компоненты. В случае принятия этого закона сама возможность введения курсов типа ОПК в рамках регионального или школьного компонента исчезнет. Причем к моменту выступления И. Метлика Д. Ливанов уже покинул заседание, и прояснить ситуацию было некому. Однако замминистра дал пояснения по этому вопросу в интервью "Российской газете". "Чтобы отменить региональный и школьный компоненты, требуются изменения в законодательстве, - сказал он. - Тогда вопрос с преподаванием религий действительно снимается. Останутся только основы мировых религий, если они будут включены в федеральный компонент. Но пока этого нет".

Член ОП Олег Зыков обратил внимание собравшихся на опасность введения под видом ОПК Закона Божьего. Он сослался на мнение ряда экспертов, которые утверждают, что именно так зачастую и происходит. (Напомним, что 9 ноября, выступая на круглом столе "Церковь и дети", глава Школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре, игумен Петр (Мещеринов) заявил: "Несмотря на неоднократные заявления Патриарха, что это должен быть культурологический предмет, совершенно явно протаскивается в школы Закон Божий, причем в самом неудачном варианте".) Коллега О. Зыкова Александр Адамский отметил, что если "Основы православной культуры" станут обязательным для изучения предметом, они очень скоро начнут вызывать у школьников лишь отвращение.

Главный раввин России (ФЕОР) Берл Лазар, как и прежде, настаивал на преподавании в школах общего курса по основам "традиционных" религий, а не исключительно православия. Глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский заявил, что учащиеся должны иметь возможность ознакомиться с основами всех главных религий России. (В сентябре, комментируя в интервью радио "Теос" введение в ряде регионов страны курсов по основам православия, С. Ряховский сказал: "Ничего не имею против Основ Православной Культуры, но считаю, что наше государство светское, и в светской школе недопустимо преподавание конфессиональных дисциплин, будь то очень уважаемая Русская Православная Церковь, или ислам, или другие традиционные, основные конфессии Российской Федерации. Потому что это несёт разделение в обществе, это несёт разделение в молодые, ещё не утверждённые сердца детей. Считаю, Белгородская область на себе испытала нарушение Конституции РФ.
С другой стороны, я уверен, что Основы Православной Культуры, как и основы исламской культуры, буддийской, иудейской, протестантской, можно преподавать в наших школах, но это должно быть факультативно, на основе свободы выбора и, исключительно светскими педагогами, ни в коем случае не представителями этих конфессий, этих религий"
.)

Однако митрополит Калужский и Боровский Климент, отстаивая позицию РПЦ, заявил, что преподавать школьникам основы сразу нескольких религий бессмысленно - это только запутает учеников. По мнению представителя Церкви, начинать обучение нужно с первых классов школы, причем проводить занятия по основам разных религий с самого начала раздельно, а не в рамках общего курса. Митрополит предложил создать образовательный блок "Духовная культура и этика", в который вошли бы конкретные курсы, подготовленные представителями различных религий. Соответствующий предмет, подчеркнул управделами Московской патриархии, "должен носить чисто культурологический, а не миссионерский характер и должен преподаваться специально подготовленными светскими учителями в обязательном порядке. Если родители школьника ориентированы на нерелигиозный образ жизни, то для него следует организовать изучение светской этики, культуры, философии. Такая практика существует в других странах". (Напомним, что в январе 2005 г. митрополит Климент высказывался в поддержку введения в светских школах и Закона Божьего.)

В. Тишков в своем выступлении подчеркнул необходимость преподавания молодым людям основ религиозной культуры. По его словам, "это мировой опыт человечества. Нет стран, которые бы развивались вне этого опыта". Однако, добавил глава комиссии по вопросам толерантности и свободы совести, в России - в отличие от большинства стран Европы - не существует четких правовых норм, регулирующих взаимодействие религиозной и образовательной сфер. Преподавание основ именно православной культуры, сказал В. Тишков, отвечает запросам большинства населения страны, хотя и права приверженцев прочих религий тоже ни в коем случае не должны ущемляться.

В итоге на заседании трех комиссий ОП были подготовлены следующие предложения, которые можно счесть и компромиссными, но все-таки они скорее выгодны сторонникам внедрения ОПК, чем противникам такового.

Участники заседания сошлись в том, что исходить следует из мировоззренческого и культурного плюрализма российского общества и из принципа добровольности в изучении той или иной культурной или религиозной традиции.

Принцип добровольности должен выражаться в том, что "для несовершеннолетних учащихся необходимо обязательное согласие семьи, а с 14 лет согласие самих учащихся. В случае включения религиозно окрашенных учебных курсов в региональный компонент общего среднего образования следует зафиксировать обязанность образовательного учреждения по заявлению родителей (законных представителей) заменять их изучение другими учебными курсами по выбору или основными учебными дисциплинами. Необходимо предусмотреть, чтобы для тех, кто отказался от изучения курсов религиозной культуры, в это же учебное время было организовано изучение философско-этических, философско-культурологических учебных курсов (этика, история этики, философская культура и этика и т. п.), формирующих нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов".

Министерству образования и науки РФ в связи с этим предлагается обобщить имеющийся опыт и запросы различных групп граждан, разработать универсальные методические материалы для реализации религиозно окрашенных и альтернативных им мировоззренческих предметов на региональном и школьном уровне, подготовить законопроект, призванный регламентировать преподавание таких предметов.

Стоит отметить и такой пункт в решениях ОП: "необходимо обеспечивать баланс между решением их главной задачи - изучением соответствующей религиозной культуры и интересами формирования общероссийской гражданской идентичности учащихся в российской школе, их патриотическим воспитанием как граждан единой многоэтнической и многоконфессиональной России, уважительно относящихся к законным интересам и правам всех соотечественников и сограждан вне зависимости от их отношения к религии, этнической и конфессиональной принадлежности".

Более конкретные формулировки, развивающие тему мировоззренческого плюрализма, признают претензию религиозных объединений на равноценность их миропонимания тому научному пониманию различных дисциплин, которое обычно преподается в школе: "принцип светскости Российского государства предполагает учет разнообразия мировоззренческих подходов в системе образования и необходимость уважительного отношения к пониманию частью общества религии как основы традиционной культуры семьи, народа, нравственного развития и формирования личности ребенка".

Более того, предлагается следующее: "учитывать в содержании образования разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений; в процессе разработки федеральных компонентов государственных общеобразовательных стандартов предусмотреть включение в обязательные минимумы содержания курсов федерального компонента общего среднего образования элементов, раскрывающих основные религиозные мировоззренческие представления. Эти базовые мировоззренческие представления (о происхождении жизни и человека, смысле жизни человека и смысле истории, сущности человека и т.п.) в основных, обязательных для всех школьников учебных курсах - история, обществознание, биология и др., должны преподаваться на вариативной основе, не допуская односторонней идеологизации учебного материала".

Таким образом, ОП фактически не поддержала позицию Минобрнауки и высказалась за то, чтобы в регионах и впредь вводились курсы по основам различных религий. Особенно любопытен также последний пункт рекомендаций, предполагающий, что "основные религиозные мировоззренческие представления" будут представлены в школе не только в виде отдельных предметов, но и войдут в качестве одного из элементов в программы обязательных курсов. В том числе - курса биологии, вокруг которого уже развернулась нешуточная борьба носителей разных типов религиозного и светского мировоззрений.

29 ноября проект предложений Министерству был утвержден на заседании Совета ОП. При этом, как отмечает в "Ежедневном журнале" Светлана Солодовник, в текст были внесены некоторые поправки: "В первоначальном варианте "Предложений" пункт 4.4 рекомендовал Министерству образования "совместно с государственными органами управления образованием" оказывать помощь "религиозным конфессиям в разработке содержания и учебно-методического обеспечения курсов религиозной культуры для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений". То есть пальма первенства в этом процессе отдавалась религиозным организациям, а министерство оказывалось так, на подхвате. <...> Теперь министерству предлагают оказывать помощь в разработке учебных пособий "органам управления образованием", которым, в свою очередь, рекомендовано делать это "с участием религиозных организаций". <...>
Заслоном клерикализму должны стать и мелкие по объему, но довольно важные по сути поправки, которые были предложены в ходе последнего обсуждения: например, четче разграничить научное познание и мировоззренческое осмысление, для чего внести в документ фразу о том, что научная истина — едина. "В науке нет многообразия мировоззренческих подходов, есть истина", — сказал академик РАН Евгений Велихов, засомневавшийся в необходимости "вариативного" преподавания в школах биологии"
.

Комментарий: См. также:
Фролов К. Утверждение, что Общественная Палата "отвергла уроки православной культуры", - ложь // Единое Отечество. 2006. 28 ноября.
Комментарий митрополита Климента, Управляющего делами Московской Патриархии, члена Общественной палаты РФ, к вопросу об изучении религиозной культуры в системе образования // Патриархия.ru. 2006. 28 ноября.
Василенко К. Светские манеры: Общественная палата настаивает на факультативном принципе преподавания истории религий в школах // Время новостей. 2006. 30 ноября.
Протопопов М. Основы Православной культуры - ни шагу назад // Единое Отечество. 2006. 30 ноября.
Лункин Р. КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Чьи уши торчат в Общественной палате РФ? Церковь согласилась преподавать "Закон Божий" в рамках обязательного предмета "Духовная культура и этика" // Портал-Credo.ru. 2006. 30 ноября.
Филиппов Ю. Что нужно России: этика или религия? // Религия и СМИ. 2006. 1 декабря. (Со ссылкой на РИА "Новости".)
"ТРИБУНА": "Духовный поиск светской школы. Проблему преподавания религии в средней школе обсудили члены Общественной палаты" // Интерфакс-религия. 2006. 1 декабря. (Статья А. Белуза.)
Сергеев И. Батюшка, к доске! В школу вернется Закон Божий? // Московский комсомолец. 2006. 4 декабря.
Ситников М. РЕПОРТАЖ: Нарушать или не нарушать закон и Конституцию? Такая странная дилемма была предметом обсуждения комиссий Общественной палаты РФ в связи с пресловутым "вопросом ОПК" // Портал-Credo.ru. 2006. 4 декабря.
Митрполит Климент предлагает чиновникам, выступающим против преподавания в московских школах основ православной культуры, изучить опыт европейских стран // Патриархия.ru. 2006. 5 декабря.
Трудности с артикуляцией, или вера как лингвистическое затруднение: (От редакции) // Радонеж. 2006. 5 декабря.
Ринаева И. "Запомни слово "сатанизм": О чем пишут в учебниках по ОПК // Московский комсомолец. 2006. 6 декабря.
Яшлавский А. Хотите верьте, хотите нет: Как обстоит дело с религиозным обучением за рубежом? // Там же.
Плешакова С., Финякина И. Факультет забытых религий: Насилие над личностью или свет истины? // Там же.
Сергеев И. Крестовый поход: Cвященники рвутся за парты // Там же.
Петухова Е. Область православия: Уроки религии обязательны только в белгородских школах // Там же.
Круг П. Дьявол кроется в деталях: Сторонники и противники "Основ православной культуры" забрасывают Государственную Думу своими законопроектами // НГ-Религии. 2006. 6 декабря.
Он же. Религия в школе: жалобы и предложения: Общественная палата сказала свое слово по поводу "Основ православной культуры" // Там же.
Свиридова В. Закону божьему готовят указ: ОП объяснила ОПК // Религия и СМИ. 2006. 7 декабря. (Статья из газеты "Деловой Петербург".)
Фролов К. Противники "Основ православной культуры" решили перенести борьбу с "Основами православной культуры" в стены Федерального Собрания // Единое Отечество. 2006. 7 декабря.
В Общественной палате состоялось обсуждение по вопросу введения преподавания основ православной культуры в школах // Радонеж. 2006. 7 декабря. (Комментарий главного научного сотрудника Государственного НИИ семьи и воспитания И.В. Метлика, прозвучавший в эфире радио "Радонеж" 29 ноября.)
"ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА": "Перед Богом все равны. А перед совестью? Интервью с председателем Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергеем Поповым" // Интерфакс-религия. 2006. 14 декабря. ("С нашей точки зрения, чтобы появился полноценный, гармонично развитый человек, надо, чтобы он обладал и религиозными знаниями. И нельзя лишать человека права и возможности эти знания получать. И нельзя говорить так: вот ты хочешь получить знания по основам религий - ходи в воскресную школу и там все это изучай. Но кто сказал, что у нас атеизм - это государственная религия? А ведь атеизм по сути та же религия, только идущая от обратного. Почему атеистическое воспитание должно стоять на первом месте?")
Ссылки на данную статью [2]