Новости по теме

В Москве прошел первый фестиваль православных СМИ "Вера и слово"

16-18 ноября в Москве проходил первый фестиваль православных СМИ "Вера и слово", собравший участников из различных российских регионов.
Основные из обсуждавшихся вопросов прокомментировали на страницах "Церковного вестника" его ответственный редактор Сергей Чапнин, главный редактор журнала "Фома" Владимир Легойда, председатель правления РИА "Новости"Светлана Миронюк.

"На сегодняшний день информационная политика Церкви и состояние православного журналистского сообщества в целом не соответствуют тем целям и задачам, которые Церковь ставит перед своими СМИ", - констатировал С.Чапнин. Виной тому, по его мнению, и информационная политика Русской православной Церкви, и низкий профессиональный уровень церковных журналистов. С такой оценкой согласились многие из участников фестиваля. "Наши газеты провинциальны, слог наш ужасен, и в массе своей мы не можем конкурировать с профессиональной светской журналистикой", - признал священник Владимир Вигилянский.

"Становление традиций, школы православной журналистики требует времени. Но проблема в том, что времени у нас нет. И еще в том, что мы, похоже, пока этого так и не поняли", - отметил В.Легойда. По его словам, в церковных кругах "на теоретическом уровне продолжается дискуссия на тему: а нужно ли нам освоение медийного поля? Заметьте: не "как это сделать с большей пользой", а "зачем нам все это"".

"Зачем нам все это", как выясняется, не всегда понимают и потенциальные спонсоры, отсутствие финансовой базы сыграло не последнюю роль в нынешнем положении православной журналистики. "Недавно один "сочувствующий" предприниматель выразился вполне определенно: "На монастырь пожертвую с удовольствием, храм построю. На газету (журнал) денег не дам"", - продолжает В.Легойда.

Редактор "Фомы" отметил и еще одну черту церковной журналистики, характеризующую ее не лучшим образом: доставшаяся от советского времени привычка "лакировать действительность" "из-за нежелания выносить сор из избы чтобы". В результате церковная пресса становится "замкнутой информационной системой, отгораживается от всего мира, существует "для своих"". Выражение "православное гетто" прозвучало и в выступлении о.Владимира Вигилянского.

Впрочем, на фестивале обсуждались не только проблемы православных СМИ, но и их удачи. К несомненным удачам выступавшие отнесли рост числа православных сайтов в интернете, многие из которых демонстрируют достаточно высокий профессиональный уровень.

В качестве еще одного положительного момента был отмечен интерес светских изданий к православию, чему способствовала деятельность верующих журналистов. В результате, как отметил протоиерей Всеволод Чаплин, стало возможным отойти от модели противопоставления Церкви и светского общества к другому варианту, когда "общество воспринимается как часть Церкви, а Церковь - как часть общества, и эти "множества" становятся одним целым". К этой модели, считает священник, в настоящее время гораздо ближе региональная пресса.

Позицию светских изданий в отношении религиозной информации изложила представитель РИА "Новости" С.Миронюк, подчеркнувшая, что главным критерием для отбора новостей является социальная значимость события, а не его конфессиональная принадлежность. "В то же время было бы глупо из равенства религий перед законом делать вывод, что мы должны равное количество строк посвящать всем зарегистрированным в РФ религиозным объединениям, - заявила С.Миронюк. - В силу своей общественной значимости, да и просто многочисленности, традиционные религии — а среди них важнейшее место занимает Русская Православная Церковь — естественным образом лидируют. Но и их критикам, и религиозным меньшинствам мы должны уделять внимание. Да и атеисты в нашей стране не перевелись".

Учитывать опыт "меньшинств" порекомендовал редактор портала "Религия и СМИ" Александр Щипков, обративший внимание на качественные новостные материалы, представленные в протестантских СМИ.

"Было бы хорошо, если бы в результате этого фестиваля возникла какая-то нейтральная площадка, на которой могли бы общаться светские и церковные журналисты, деятели Церкви и работники СМИ. Если бы в результате у нас было меньше недоразумений и больше взаимопонимания на благо общества", - предложила С.Миронюк.

Обсуждавшиеся предложения нашли свое отражение в Итоговом документе фестиваля. Участники отметили важную роль православной журналистики как одного из направлений миссионерской деятельности. В качестве задач на ближайшее время в документе значатся:

- разработка общецерковной информационной концепции;
- создание православных курсов повышения квалификации для журналистов;
- организация пресс-служб при епархиальных управлениях Русской Православной Церкви <...>;
- преподавание основ журналистики в учебных заведениях Русской Православной Церкви;
- создание зрительских жюри, мнение которых учитывалось бы при продлении и отзыве лицензий электронных СМИ;
- создание социальной рекламы, служащей укреплению духовных и нравственных ценностей.

Комментарий: Более подробную информацию см. на сайте фестиваля.
Комментарии:
Максим Шевченко в интервью Credo.ru предложил классификацию существующих православных СМИ.
Михаил Поздняев весьма пессимистично смотрит на перспективы развития конфессиональной журналистики, полагая, что она обречена быть "под колпаком", и упрекает прошедший фестиваль в отсутствии "разномыслия".
Еще о событиях на фестивале:
МИТРОПОЛИТ КЛИМЕНТ ПРЕДЛАГАЕТ СОЗДАТЬ ЖЮРИ ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОПАГАНДЕ ПОРОКА // Православие.ру. 2004. 16 ноября.
Cостоялась презентация проекта православного образовательного интернет-телевещания // Седмица.ру. 2004. 18 ноября.
Штрум О. Фестиваль православных СМИ: "первый" блин комом? // Русская линия. 2004. 30 ноября.
Ссылки на данную статью [1]