Проблемы ксенофобии и антисемитизма в современной Беларуси

1. Национальная политика государства и антисемитизм

"Тенью еврейского народа" назвал антисемитизм Альберт Эйнштейн. И действительно, антисемитизм как особая, специфическая форма национальной ксенофобии всегда был, есть и будет везде, где есть евреи, а иногда и там, где их нет.

Так что проблема не в том, есть ли он в том или ином регионе мира, а в том, насколько он силен и агрессивен. Дело в его "количестве".

Современное мировое сообщество больно воинствующим национализмом, который в той или иной форме сопровождает процесс распада империй и иных мировых сообществ на мононациональные государства. Не является в этом отношении исключением и современное белорусское государство, хотя напряженность межнациональных отношений здесь значительно меньшая, чем в иных регионах бывшего Советского Союза.

Беларусь - многонациональное и многоконфессиональное государство, но сложившиеся веками отношения между народами и конфессиями и в настоящее время отличаются своей удивительной для других регионов бывшего СССР толерантностью. И если ксенофобские настроения еще так или иначе проявляются, то это не является результатом естественно протекающих в обществе процессов, а так или иначе - результатом деятельности политических сил, нагнетающих в стране напряженность.

В последнее десятилетие на постсоветском пространстве изменился вектор приложения этих сил, что привело к развитию кавказофобии и отступлению антисемитизма на второй план. И хотя большинство населения Беларуси не имеет серьезного опыта общения с представителями кавказских народов (кроме как "базарного"), кавказофобия имеет место. По результатам опроса, проведенного осенью 2002 г. социологической службой "Зеркало", около 48% опрошенных минчан считают вероятным совершение чеченцами терактов на территории Беларуси. Антикавказскими настроениями заражены и неонацистские группировки. В частности, в ночь на 8 ноября стены татарской мечети в г.Слониме были разрисованы: рядом со словами "Время убивать" находилась свастика, что прямо указывает на авторов граффити. Со слов руководителя местной мусульманской общины С.Байрашевского, это не первый акт вандализма, направленный против местных мусульман.

Евреи в настоящее время составляют не более 1% населения республики (по переписи 1999 г. - 0,3%), но "еврейский вопрос" как система отношений еврейского национального меньшинства и государства продолжает оставаться достаточно актуальным. Подъем национального самосознания, характерный для наших дней, коснулся и еврейского населения, но условий для воплощения своих национальных чаяний у евреев нет. В этом отношении современная ситуация мало чем отличается от той ситуации, которая была характерна для СССР Большинство перекосов и злоупотреблений, которые были свойственны периоду тоталитарного коммунистического правления, не исправлены до сих пор.

Сегодня Беларусь является классическим образцом предельно централизованного бюрократического государства, в котором все распределение национальных благ происходит "сверху". Однако национальные сообщества практически не получают от государства поддержки для сохранения своей национальной самобытности. Вот как это отражается на еврейском населении.

В республике нет государственных еврейских школ и детских дошкольных учреждений, а те классы и группы, что есть, существуют лишь благодаря финансовой поддержке Министерства образования Израиля. В 2002 году очередная просьба о выделении еврейских классов средней школы N132 г.Минска в самостоятельную школу (гимназию) не была властями удовлетворена.

Нет еврейских газет на бюджете, отсутствует государственное дотирование еврейской прессы, издающейся общественными и религиозными объединениями. Нет ни одной минуты радио и телевещания для еврейского национального меньшинства не только на еврейском, но даже на русском или белорусском языках. Нет еврейских театров и концертных ансамблей, кроме самодеятельных, существующих на частные пожертвования.

Нет еврейских культурных и благотворительных центров, кроме тех, которые построены или существуют за счет иностранных спонсоров. Отсутствует государственная издательская деятельность на еврейском языке и по еврейской тематике.

Из-за отсутствия в Беларуси закона о реституции большинство бывших культовых зданий не возвращено еврейскому населению, в результате чего религиозные общины вынуждены снимать для себя помещения в аренду. До настоящего времени еврейским общественным организациям не возвращено ни одного помещения, ранее принадлежавшего евреям и построенного в прошлом на еврейские деньги. Более того, без согласования с еврейской общиной в 2002 г. было снесено построенное еще в -х гг. ХIХ в. культовое знание на ул. Димитрова (бывш. Татарской), началась застройка на месте снесенной в ХХ в. старейшего каменного здания в Минске (1611 г.) - так называемой "Холодной" синагоги на ул.Немига.

Результатом такого отношения к бывшей еврейской собственности является тот факт, что существующий уже 12 лет Союз еврейских организаций и общин до сих пор не имеет даже собственного офисного помещения, хотя еще до начала Второй мировой войны в Минске 42% населения было еврейским и владело значительной недвижимостью.

В действующем ныне Законе о национальных меньшинствах, принятом в 1992 г., нет ни одного пункта, который бы регламентировал обязанности Государства в поддержании самобытности народов, проживающих на территории Беларуси.

В отличие от эпохи коммунистического правления, когда подобная политика была результатом существовавшего вполне легально государственного антисемитизма, сегодня такая ситуация сложилась исключительно по причине отсутствия государственной программы (даже просто на уровне концепции) по предотвращению ассимиляции малых народов, населяющих Беларусь.

И, тем не менее, можно отметить наличие субъективного фактора при решении многих вопросов, связанных с удовлетворением национальных нужд. В частности, в течение последних десяти лет христианским конфессиям возвращена значительная принадлежавшая им ранее и реквизированная (точнее, конфискованная) ранее советской властью недвижимость. Во многих городах освобождены огромные здания бывших соборов. При этом выселены в иные помещения (иногда даже за пределы населенных пунктов), а то и вовсе ликвидированы архивы, спортивные залы, культурные центры (например, Дом кино в Минске, планетарии в Гомеле и Лиде). Однако когда дело касается зданий бывших синагог, то власти не могут освободить небольшие дома в 6-7 окон по фасаду (например, спортивные залы в Минске, Бобруйске, Могилеве).

2. Своеобразие государственного антисемитизма в постсоветскую эпоху

Отсутствие наиболее одиозных форм государственного антисемитизма недалекого прошлого (запреты на профессию, процентные нормы при приеме евреев в учебные заведения, отказ в праве на свободу выбора страны проживания, дискриминации во многих других вопросах - освещение еврейской истории, отказ от признания позитивной роли евреев в государственном и культурном строительстве СССР, в борьбе с нацизмом, отказ от увековечивания жертв гитлеровского геноцида, ограничения в продвижении по службе, в международном туризме и т.д. и т.п) еще не говорит об уходе его из политических реалий сегодняшнего дня, ибо на местах еще нередки случаев откровенной юдофобии со стороны государственных чиновников.

Государственный антисемитизм перестал быть одним из основных элементов социальной политики, но отдельные его проявления еще существуют. Наиболее серьезными среди них являются фактический отказ властей обеспечить социальную защиту евреев и проявления идеологического антисемитизма в государственных средствах массовой информации.

Прошло 3 года с тех пор, как издательством "Православная инициатива" 30-тысячным тиражом была издана книга "Война по законам подлости", получившая вскоре в прессе название "энциклопедии антисемитизма". В книге были вновь опубликованы "Протоколы сионских мудрецов", "Катехзизис еврея СССР" и иные, уже получившие в прошлом соответствующую оценку, антисемитские фальшивки. Но до сих пор ни администрация Президента Беларуси, ни Православная епархия, под эгидой которой книга была издана, не дали необходимой оценки не только материалам, в нее включенным, но даже самому факту выхода книги в свет. Наоборот, осенью 2001 г. депутат Палаты представителей антисемит С.Костян распространял эту книгу в качестве подарка среди парламентариев в день открытия первой сессии Парламента.

Власти отказываются давать принципиальную (то есть политическую, идеологическую) оценку имеющимся фактам разжигания межнациональной и межконфессиональной розни в республике. На запросы еврейских общественных организаций ответа либо просто не дается, либо все факты сводятся к проявлениям простого хулиганства. В республике еще достаточно государственных чиновников, исповедующих антисемитские взгляды и проявляющих их при рассмотрении проблем, связанных с решением "еврейского вопроса". Против них власти не только не ведут борьбы, но, прикрываясь мнением Президента об отсутствии в стране антисемитизма, всемерно делают вид, что любые разговоры о чиновничьем субъективизме - клевета.

24 июля 2002 г. Союз еврейских организаций и общин направил Президенту страны обращение с просьбой принять меры в связи с вспышкой в Беларуси криминального антисемитизма. К обращению был приложен фоторепортаж, в котором три страницы занимали изображения неонацистских граффити на улицах белорусских городов и три - вандализма на еврейских кладбищах. Как сообщило позднее информационное агентство, в тот же день "прозвучал ответ Лукашенко: никакого антисемитизма в Белоруссии нет, осквернение могил было "случайным хулиганством". Кроме того, он высказал предположение, что акт вандализма мог быть совершен "не белорусами, а зарубежными туристами".

Вот почему, разбираясь с фактами проявления неонацизма, антисемитизма и агрессивного национализма, никто из чиновников не может взять на себя смелость писать о том, чего, по мнению главы государства в Беларуси нет.

Что же касается виновных, то тут органы МВД и вовсе без малейшей тени смущения расписались в собственном бессилии: из 10 (десяти!) заведенных по этой теме уголовных дел, ни одно (!) не доведено до судебного разбирательства.

Что касается фактов разжигания межнациональной и межрелигиозной розни в литературе и средствах массовой информации, тот тут власти нашли достаточно курьезный повод отказывать в исках о защите чести и достоинства дискриминируемым народам и религиозным группам: провокационные произведения признаются научными, то есть не подлежащими судебным спорам. Так произошло, в частности, в ходе суда с издателями книги "Война по законам подлости". В результате, научным произведением признаны "Протоколы сионских мудрецов" (!). А заявления еврейских лидеров в прокуратуру о том, что эта книга разжигает межнациональную рознь, были отвергнуты. Утверждения издателя книги, приведенные в предисловии, о том, что к концу ХХ века евреи поклялись овладеть миром, и другие не менее одиозные мысли работники прокуратуры просто проигнорировали.

Что касается борьбы с радикализмом в вопросах межнациональных отношений, то тут следует отметить ряд важных моментов.

Во-первых, в стране отсутствует серьезная правовая база: для доказательства факта разжигания межнациональной розни и оскорбления национального достоинства требуется наличие умысла, а этот субъективный фактор просто не поддается доказательству без признания самого ответчика.

Во-вторых, следует учитывать "багаж прошлого", с которым общество вошло в постсоветское пространство. К примеру, Беларусь сильными узами связана с арабскими ближневосточными партнерами, антиизраильские и антиеврейские настроения которых власти должны учитывать. Поэтому даже при наличии серьезной доказательной базы выиграть дело против антисемитов почти невозможно. Так что дальше деклараций властей о необходимости борьбы с антисемитизмом дело пойти даже при большом желании не может.

3. Общественный (стихийный) антисемитизм

Бытовой антисемитизм из-за многолетней расистской политики КПСС является одним из наиболее устойчивых предрассудков в общественном сознании населения стран бывшего СССР, но с точки зрения общественной опасности является наименее значимой формой антисемитизма.

В наши дни бытовой антисемитизм почти незаметен. Конфликты, связанные с ним и возникающие на бытовой почве, как правило, не носят агрессивного характера и завершаются благополучно. 86% смешанных браков у евреев Беларуси - достаточно серьезный показатель позитивно развивающихся событий в этой области. Агрессия на бытовой почве возникает лишь в экстремальных условиях. В 2002 году массовых вспышек бытового антисемитизма зарегистрировано не было. В 2001 году их было несколько. Наиболее серьезный произошел 30 июня в Минске во время футбольного матча на Кубок УЕФА - Интертото между командами "Динамо" (Минск) - "Апоэль" (Хайфа), когда на трибунах при виде израильского флага возникли дружные крики "Дави жидов!", "Бей жидов!".

Но нередко фиксируются и случаи индивидуального проявления юдофобии. Чаще всего это - листовки, которые подбрасываются в почтовые ящики или вывешиваются в подъездах. В году такие листовки периодически появлялись в Юго-Западном микрорайоне Минска. В некоторых из них (получены от жителей одного из элитных домов в центре Минска), набранных на компьютере, были такие угрозы: "Жыды порочат Россию", "Жидов в этом подъезде много - их надо стрелять".

2002 год был отмечен в Беларуси серьезной вспышкой криминального антисемитизма. Эскалация подобного рода преступлений стала возможна благодаря тому, что милиция, прокуратура и суды в течение многих лет отказывались квалифицировать их как возникшие на почве агрессивного национализма и антисемитизма. За последние 14 лет не было ни одного случая, когда бы инцидент был бы подвергнут серьезному анализу в государственных СМИ, а виновные понесли наказание.

Наиболее частым проявлением криминального антисемитизма является вандализм на еврейских кладбищах. Массовое разрушение памятников на кладбищах стало явлением настолько обыденным, что власти во многих случаях отказываются не только восстанавливать надгробия, что предусматривается законом, но даже реагировать на эти инциденты.

В 2002 году впервые за много лет кладбищенские погромы произошли и в Минске: в ночь на 13 и 14 июля на Московском и Северном кладбищах было разрушено сразу более 40 надгробий. Следует учесть, что эти кладбища охраняются, они обнесены высокими заборами, ухожены. Нет сомнения, что это - четко спланированная акция, проведенная руками маргинальных группировок. Власти же очередной раз сделали вид, что это дело рук "случайных хулиганов".

Есть отдельные кладбища, которые подвергаются вандализму постоянно, из года в год, а то и чаще. К ним относятся еврейские кладбища в Витебске. Местные власти практически ничего не делают, чтобы переломать эту "традицию". В апреле 2002 года произошел очередной погром на Старо-Улановском кладбище: похищено 1 и повреждено 7 еврейских надгробий. (В 2001 г. было одномоментно разрушено 38 надгробий). В декабре 2002 г. на Старо-Семеновском кладбище был очередной раз (3-й раз за 4 года) разрушен постамент и похищен бюст известного еврейского художника, учителя Марка Шагала Юделя Пэна.

Были случаи вандализма на еврейских кладбищах в Борисове, Гомеле, Березино и других городах. В мае 2003 г. произошли случаи вандализма на еврейских кладбищах Гомеля, Бобруйска, Тимкович (Минская область). Эти кладбища нигде не охраняются, контроля над ними нет, захоронения проводятся хаотически, на месте заброшенных старых еврейских захоронений бесконтрольно проводятся захоронения умерших, никакого отношения к евреям не имеющих, то есть нарушается целостность национальных рядов кладбища (Могилев, Борисов). В Борисове в течение двух лет подряд разрушались надгробия на одних и тех же могилах.

Нередко разрушаются или подвергаются вандализму памятники жертвам нацистского геноцида. В течение трех лет подряд четырежды осквернялся памятник, стоящий в центре Бреста: на нем масляной краской была нарисована виселица с подвешенной звездой Давида, а рядом написано: "Убей жида". Преступника никто не искал. Когда после очередного акта осквернения этого обелиска его все же задержали, выяснилось, что многие его знали, перед многими он хвастался своим поступком. Из Бреста преступник исчез. Он избежал наказания, но почти немедленно, в начале ноября 2001 г., в Минске точно так же был осквернен памятник евреям Гамбурга, уничтоженным в Минском гетто: была нарисована такая же виселица со звездой Давида и были написаны те же слова - "Убей жида".

17 августа 2002 г. был нанесен ущерб памятнику жертвам массовой гибели евреев в г.Лида.

Нередко вандализм носит крайне циничный характер. Виселица с "подвешенной" звездой Давида на обелисках памяти жертв нацистского геноцида - сравнительно новый вид уличного граффити. Этот рисунок в Минске на мемориале памяти евреев Германии, депортированных в Беларусь для уничтожения в 1941 году, лишь слегка закрашен и отчетливо виден. Его изображение омрачило торжество в день, когда белорусская и немецкая общественность открывала еще один памятный камень данного мемориала - в честь уничтоженных в Минске евреев Бремена.

Антиеврейские граффити на улицах белорусских городов стали появляться в последние три-четыре года. Изображения свастики, надписи "Бей жидов!" и "Смерть жидам!" могут месяцами не закрашиваться, в то же время как надписи "Жыве Беларусь!", которые считаются антипрезидентскими, убираются немедленно. Летом 2002 г. надпись "Бей жидов!" появилась в самом центре Минска, на проспекте Машерова, на афише концерта, посвященного 115-й годовщине со дня рождения Марка Шагала. Надпись "Смерть жидам!" появилась 1 августа 2002 г. в Витебске, в самом центре города, на стене здания городского банка. Власти не обращали на них внимания.

Звезда Давида, подвешенная на виселице, появилась в дни христианской Пасхи 2002 года на здании синагоги в Пинске. Там же, в Пинске, в эти же дни появилась свастика рядом с мемориальной доской в честь первого президента Израиля Хаима Вейцмана. Стилизованные свастики можно увидеть во многих городах Беларуси. Особенно много их было нарисовано в 2002 году в Гомеле, Минске, Витебске. Свастиками и сегодня разрисованы стены ряда домов Минска. Есть отдельные дворы, где все стены заборов и подъездов разрисованы неонацистскими граффити (к примеру, улицы Гикало и Есенина в Минске).

4. Организованный антисемитизм

Эта форма антисемитизма характерна для деятельности политических партий, религиозных или общественных организаций, использующих человеческие предрассудки для своих целей, чаще всего, для захвата и удержания власти.

В Беларуси за последние несколько лет не отмечено фактов религиозного антисемитизма, то есть, использования антиеврейских христианских мифов для разжигания юдофорбских настроений. Но в республику поступает подобного рода литература, издающаяся в России. Она лежит на прилавках в ларьках православных храмов и киосков, торгующих религиозной литературой. Один из таких киосков расположен в вестибюле главного корпуса Национальной Академии наук. Кроме того, в Минске существует магазин "Православная книга", в которой также можно купить такую литературу, а также выпуски антисемитских газет, выходящих в России. Сегодня русская православная церковь - один из основных издателей антисемитской литературы.

Еврейская общественность почти год вела борьбу за то, чтобы в республику перестала поступать для продажи в киосках Белсоюзпечати газета "Русский вестник", выходящая в Москве. Во всех выпусках этой газеты можно обнаружить материалы, оскорбляющие национальные и религиозные чувства евреев, статьи, разжигающие национальную рознь. Последнее заявление лидеров еврейских общественных и религиозных объединений в Республиканскую прокуратуру было направлено после того, как в киосках появились выпуски "Русского вестника", в которых накануне православной Пасхи вновь поднимался вопрос о человеческих жертвоприношениях, необходимых евреям для религиозных целей. Одновременно было заявлено, что война в Ираке и террористические акции в Нью-Йорке 11 сентября спровоцированы евреями.

Что касается Беларуси, то среди мероприятий православной епархии есть религиозный праздник, связанный с нагнетанием антиеврейских настроений, - день Мученика младенца Гавриила Белостокского, который отмечается 3 мая в память о ребенке, "умученном жидами" в Белостокском уезде (тогда - на территории Польши) в 1690 году. Несмотря на многие критические статьи о том, что нигде не приведено доказательств участия евреев в его насильственной смерти, православная церковь не пытается провести деканонизацию этого святого (к чему призывал в свое время отец Александр Мень). День этого мученика включен в православный календарь, опубликованный в правительственной "Народной газете" 3 января 2003 г.

Политический антисемитизм, то есть использование антисемитской тематики в деятельности политических партий или в период предвыборной агитации, в Беларуси в последние годы не отмечается. Скорее всего, это связано с тем, что в республике практически нет активной партийной жизни и политической борьбы. В тоталитарном обществе вообще ничего не может произойти без команды "сверху", а за время правления А.Лукашенко сам президент в каких-либо антисемитских акциях или высказываниях не замечен. Наоборот, он всегда подчеркивает, что "евреи больше изгоями на этой земле не будут". Он - единственный из официальных лиц, который в своих выступлениях мог сказать о роли еврейских партизанских отрядов в годы Второй мировой войны.

Однако в партийной прессе к "еврейскому вопросу" обращаются нередко. В статьях газеты коммунистов "Мы и время", а также в выступлениях коммунистических лидеров, как и в прошлые времена, вообще полностью отрицается существование "еврейского вопроса". Но поскольку коммунисты достаточно близки с лидерами компартии России, известными своими антисемитскими настроениями, можно ожидать, что в критические моменты антисемитизм может стать оружием в политической борьбе, тем более, что среди лидеров белорусских коммунистов известны имена активных в прошлом антисемитов.

5. Идеологический антисемитизм

До 1992 года Беларусь была одним из наиболее активных регионов СССР в вопросах проявления идеологического антисемитизма - той формы антисемитизма, которая выполняет основную функцию по агитации и пропаганде антиеврейских мифов и возникновению в стране антиеврейских настроений.

Основным генератором антисемитских книг и статей в те годы были сотрудники Института философии и права Национальной академии наук. Имя философа Владимира Бегуна, автора многочисленных антисемитских книг, замаскированных под антисионистскую литературу, стало синонимом злобного и агрессивного черносотенства. В наши дни ему на смену пришли новые деятели. Некоторые из них занимают достаточно серьезное место в обществе. Среди них депутат парламента Сергей Костян, главный редактор литературного журнала "Неман", бывший радиожурналист Нина Чайка, редактор Бюллетеня президента республики писатель Эдуард Скобелев.

Э.Скобелев в свое время (работая в аппарате ЦК КПБ) был одним из наиболее активных авторов выходившего до 1992 г. в Беларуси журнала, издававшегося Центральным комитетом компартии Беларуси, "Политический собеседник", в котором целенаправленно проводилась антиеврейская пропаганда. Именно Э.Скобелев еще в 1990 году на страницах этого журнала предлагал при решении еврейского вопроса "браться за автоматы".

После закрытия этого журнала и до 2002 г. в Беларуси не выходило ни одного издания, в котором бы публиковались антисемитские произведения. Однако с возникновением в середине 2002 г. медиа-холдинга, который некоторое время возглавлял и в который подбирал кадры уже упоминаемый нами С.Костян, стало ясно, что вновь вспыхнет идеологический антисемитизм. Симптомы такие появились уже в 2002 году. Приведем несколько цитат из белорусской прессы 2002 года.

Вот один из известных шовинистических авторов Н.Сергеев, забыв печальный опыт нацистов, серьезно рассматривает вопрос арийского происхождения славян. ("Современная наука вполне определенно свидетельствует, что древние арии и предки славян говорили на одном языке... В славянской мифологии также сохранился "арийский след" в виде имени легендарного прародителя "Деда Ория"... См. "Откуда есть пошел род славянский?" Газета "7 дней", N24, 15.06.2002).

А вот что пишет апологет насильственной ассимиляции народов, населяющих Беларусь, - писатель Э.Скобелев: "Каждому народу уже пора возвращаться на свою территорию или добровольно терять право на национальную идентификацию" (См. "Огни во мраке заблуждений", "Неман", N7/8, 2002, с.80).

И вот уже тот же Э.Скобелев нагнетает обстановку, рассказывая о том, как тяжело приходится борцам за "историческую правду" из-за давления "десятков официально зарегистрированных в Беларуси еврейских организаций", из-за потока "хлынувших из-за границы "спонтанно" возмущенных телеграмм от еврейских и проеврейских центров", из-за того, что "Совет министров республики был подвергнут прессингу толкачей и лоббистов", имена которых пока еще не знает "верхний слой управленческой элиты страны" (См. "Всем давать оценку каждый вправе", "Народная газета", 23 ноября).

Все это происходит с молчаливого согласия властей. В том же журнале "Неман" (2003, № 4) опубликован роман Э.Скобелева "Завещание Сталина", в котором автор, пользуясь возможностями художественного произведения, наполняет мысли своих героев самыми невероятными антиеврейскими инсинуациями.

Как объяснял концепцию своего романа в авторском предисловии сам Э.Скобелев, он написал "о евреях, одном из древнейших народов, на протяжении веков якобы бывшим "последним", а ныне ставшим "волею судьбы" первым - по накопленным финансовым капиталам, политическому влиянию и особой технологии непрерывного расширения пространства своей власти". Как утверждает Э.Скобелев, именно в Беларуси евреи "невозбранно развивают инфраструктуру своего влияния". Роман посвящен разоблачению "преступлений" еврейского народа перед русским и коллективной ответственности всего еврейского народа за преступления его отдельных представителей.

6. Деятельность неонацистских группировок

Об угрозе фашизации страны лучше всего говорят акции неонацистских группировок.

Существование таких группировок властями всячески отрицается. Однако хроника событий показывает, что это не так. Действия этих групп сопровождают многие подробности, которые явно свидетельствуют об их неонацистском содержании.

22 ноября 2001 г. в минском клубе "Реактор" во время концерта голландской рок-группы "Third Stone" "команда" скинхедов в количестве около 20 человек демонстрировала свои политические пристрастия, выкрикивая в зал "Зиг хайль!" и вскидывая руки в нацистском приветствии. Присутствующая в зале милиция безмолвствовала.

Одно из многочисленных граффити, оставленных скинхедами в 2001 г. в центре Минска: в одном из слов буква "х" была заменена на свастику.

7 ноября 2001 г. группа футбольных фанатов, прибывших из Минска в Брест на игру своей команды, посетила Брестскую крепость. С криками "Хайль Гитлер!" молодые люди попытались отнять автомат у постового, несущего вахту у вечного огня.

Улицы во многих белорусских городах разукрашены изображениями свастики, рядом с которыми стоят буквы "РНЕ", свидетельствующие о том, кто именно эти свастики рисовал. Власти отрицают наличие активных групп этой организации - "Русское национальное единство", но периодически возникают уголовные дела, в которых члены РНЕ являются действующими лицами. В частности, всего год назад к пожизненному заключению приговорен бывший спецназовец Валерий Игнатович. Он и группа его подельников признаны виновными в ряде серьезных преступлений, в том числе в умышленных убийствах. Сам Игнатович был инструктором рукопашного боя в группах РНЕ.

В Борисове накануне праздника Песах (2002) молодые хулиганы пытались атаковать офис молодежной еврейской организации "Эзра", подбросив им записки с угрозой. В эти же дни был подожжен вход в борисовсую еврейскую благотворительную организацию "Хесед".

В 2002 г. в центре Гомеля появилось множество изображений свастики. Одно из них было нанесено на тротуар. Рядом со свастикой был написан текст по-немецки: "Gott mit uns" ("С нами Бог") - сакраментальная для немецкой армии фраза времен Второй мировой войны (2002г.).

Всем этим явлениям серьезной оценки в государственных СМИ, на радио и ТВ не дается, социологических исследований на эту тему не публикуется (если они вообще есть). Напротив, есть случаи, когда деятельность подобных группировок практически оправдывается. К примеру, когда в декабре 2002 г. в Витебске была осуждена группа скинхедов за насилия против студентов медицинского университета - выходцев из стран Азии и Африки, с откровенным опровержением приговора выступил в правительственной прессе все тот же Э.Скобелев.

Вот как Э.Скобелев оценивает сегодняшнюю ситуацию в Беларуси: "Белорусское общество... преодолевает большие и НАВЯЗАННЫЕ НАМ СО СТОРОНЫ [выделено Э.Скобелевым - Я.Б.] сложности. Кое-кто очень хотел бы втянуть нас в бесконечное разбирательство надуманных, спровоцированных политических "вопросов", в том числе и национальных..." (См. Э.Скобелев, "Судить - это еще и управлять", "Народная газета", 3 марта г.). О том, что он сам провоцирует такие разбирательства своими статьями и романами, Э.Скобелев не думает.

О неонацистской направленности хулиганствующей молодежи говорят многочисленные изображения свастики, которые можно обнаружить на заборах, стенах зданий, в подземных переходах, в подъездах, в арках домов, на автобусных остановках. Активность этих молодежных группировок растет. Причем выступают они в местах, связанных не только с еврейской жизнью. Вот хроника последних событий за небольшой промежуток времени: с 1 мая по 10 июня 2003 г.

Начало мая. Концерты в 4-х городах Беларуси российской панк-рок-группы "Гражданская оборона" (сокращенно "ГрОб") под руководством Егора Летова. Программу группы составляют песни откровенно национал-большевистского содержания (в прошлом были песни антихристианского и антисемитского толка). В страны Балтии и многие города России группу уже не пускают. Попытка еврейской общественности и демократического молодежного движения Беларуси не допустить концерты успеха не дала. На заявление еврейской общественности в Администрацию президента, Республиканскую прокуратуру и Комитет по делам национальности и религий ответа не получено.

15 мая. Вандализм на одном из еврейских кладбищ Гомеля. Разрушено несколько надгробий.

15 мая. Вандализм на могилах жертв политических репрессий в Куропатах (окраина Минска). Уничтожено 10 крестов, поврежден памятный знак "От народа Соединенных Штатов Америки".

23 мая. Вандализм на еврейском кладбище в Тимковичах, Копыльского района Минской области. За неделю до этого кладбище посетила делегация канадских евреев - врачей, прибывших в Беларусь с гуманитарной программой.

25 мая. Осквернена мемориальная скамья (дар президента США Б.Клинтона, 1994) в Куропатах. Это не первый акт вандализма на этом мемориале. В 2000 г. было заведено уголовное дело. Расследование ничего не дало.

26 мая. Осквернен мемориал жертв гитлеровского геноцида "Яма" в центре Минска. На обелиске, прямо на еврейском тексте, белой масляной краской нарисована больших размеров свастика, ниже которой надпись "Холокост 2003", а выше - "Бей жидов". На меноре, установленной у входа в мемориал, - три изображения свастики. Заведено уголовное дело.

26 мая. Вандализм на еврейском кладбище в Бобруйске. Разрушено 4 надгробия. Портреты усопших замазаны желтой (!) краской. На одной из могил крупными желтыми буквами нанесено: "Смерть жидам".

30 мая. Город Борисов Минской области. Осквернен памятник жертвам политических репрессий на высоком берегу реки Березина (Борисовские Куропаты). Похищен 4-хметровый березовый крест. Ранее этот памятный знак уже подвергался осквернению: его валили, разрисовывали пятиконечными звездами и свастиками.

2 июня. Посол США выразил обеспокоенность тем, что дар народа США народу Беларуси никем не охраняется и подвергается осквернению.

3 июня. Послы стран Европейского Союза (Германия, Великобритания, Франция и Италия) провели акцию солидарности с еврейским народом в связи с осквернением национальной святыни евреев - мемориалом на Яме. Посещены памятные места Минска, связанные с историей евреев Беларуси и Холокостом.

6 июня. Осквернен памятник воинам, погибшим в годы Второй мировой войны в Парке Челюскинцев (Минск). Памятник залит черной краской, сожжены возложенные ранее венки.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что

а) в целом угроза вандализма существует местам, представляющим ценность либо для еврейского народа, либо для демократической общественности;

б) власти не пытаются предотвратить деятельность радикальных группировок: не запрещаются провоцирующие подобные акции концерты, газетные и журнальные публикации;

в) государство недооценивает опасность антисемитских проявлений для стабильности общественной ситуации и национального согласия в республике;

г) государство не проводит работу по предотвращению межнациональных конфликтов, профилактике проявлений агрессивных ксенофобии и антисемитизма, социальной защите еврейского населения.


Яков Басин,
Вице-президент Союза Белорусских еврейских общественных объединений и общин