Выводы

Межнациональные отношения в Российской Федерации обострены почти до предела, ситуация просто взрывоопасная. Ксенофобские взгляды широко распространены в обществе, а насилие на расовой и национальной почве не является чем-то из ряда вон выходящим. При этом надо отметить, что антисемитизм не является наиболее актуальной для России фобией и евреи не стоят на месте "врага номер один" массового ксенофобского сознания.

Антисемитизм как политическая сила в России практически отсутствует. Праворадикальные партии и движения находятся в состоянии глубокого кризиса. На роль флагмана политического антисемитизма в настоящий момент претендует Национал-державная партия России. С отвлеченно-научной точки зрения было бы весьма интересно посмотреть, на какую электоральную поддержку такая партия может рассчитывать на парламентских выборах в 2003 году, однако регистрация партии "зависла на волоске" и может быть отменена еще до выборов.

Антисемитская карта иногда может быть использована в региональных выборах, но без особого успеха. С другой стороны, индивидуальная юдофобия публичных политиков, даже известная избирателям, отнюдь не мешает юдофобам уверенно выигрывать выборы. К сожалению, в России отсутствует стандарт общественного консенсуса по неприятию любых антисемитских проявлений в сфере публичной политики.

Антисемитские взгляды важны только для довольно ограниченного круга правых радикалов. Правда, немногочисленность идеологических антисемитов относительна: их достаточно для и того, чтобы в стране выходили (пусть и мизерным тиражом) десятки юдофобских газет, и для того, чтобы время от времени устраивать акты вандализма, или даже прямого насилия и терроризма по отношению к евреям.

Со своей стороны, власть в минувшем году начала прикладывать целенаправленные усилия на противодействие экстремизму вообще и антисемитизму в частности. И если антиэкстремистский закон вызывает к себе массу претензий, то усилия власти по пресечению антисемитской пропаганды заслуживают высокой оценки.