Выступление Центра "Сова" на конференции ОБСЕ по правам человека

В сентябре-октябре 2022 года в Варшаве проходит ежегодная конференция ОБСЕ по человеческому измерению (HDIM). 29 сентября 2022 года эксперт информационно-аналитического центра "Сова" Наталия Юдина выступила с обращением на пленарной сессии III "Толерантность и недискриминация I". Публикуем полный текст выступления.​



Уважаемый/ая господин/жа модератор, уважаемые участники конференции!

За первую половину прошлого десятилетия удалось на порядок снизить уровень hate crimes в стране. Большинство радикальных ультраправых группировок были разрушены. Но за последние пять лет мы уже не видим снижения уровня hate crimes. Возможно, дело в том, что политика противодействия им была основана на действиях именно против крайних политических групп. Но мы видим, что появляются новые, уже не политические, ксенофобные объединения, которые практикуют насилие, массовые угрозы, различные формы экономического давления и т.д.

Самым заметным таким объединением стало так называемое «Мужское государство». Его сторонники нападали на людей по признакам цвета кожи, сексуальной ориентации, пола и другим, особенно – на женщин за так называемую «измену расе». «Мужское государство» проводило эффективные кампании травли компаний, чья реклама включала элементы разнообразия в смысле сексуальной ориентации или цвета кожи. «Мужское государство» было запрещено как экстремистская организация, но организация не приостановила свою деятельность.

Возможно, для противодействия новым угрозам нужны и новые инструменты. Мы рекомендуем БДИПЧ ОБСЕ провести обсуждение на эту тему, помимо других тем, о которых мы говорили ранее, и которые отражены в наших рекомендациях.

Во-вторых, моя страна сейчас находится в состоянии военного конфликта. Во время любого такого конфликта, увы, неизбежна враждебность к другой стороне. Однако эта враждебность не всегда определяется по этническому признаку. Скажем, во время военных действий в Грузии в 2008 году в России не было роста этнической ненависти к грузинам. Чего, к сожалению, нельзя сказать об антиукраинской риторике в 2022 году. Мы уверены, что даже в ситуации конфликта все государства обязаны принимать меры к противодействию этническому языку вражды.

В-третьих, мы знаем, что в целом ряде ситуаций у представителей государства и общества распространяется обеспокоенность «угрозой миграции». Например, в 2021 году в России в официальных средствах массовой информации, в заявлениях официальных и провластных политиков и общественных деятелей и СМИ развернулась целая антимигрантская кампания. И эта кампания занимала большое место в медиапространстве вплоть до 24 февраля этого года. Мы настаиваем, что все государства должны избегать таких популистских кампаний.



Наши рекомендации

Для БДИПЧ ОБСЕ

1. Обобщить и распространить опыт комплексного противодействия любым радикальным группам, не только политическим в узком смысле слова, практикующим и пропагандирующим насилие, – от расследования отдельных преступлений до выявления и разрушения инфраструктуры этих групп: выявления организаторов и координаторов насильственных акций и т.д. При необходимости – провести международный экспертный семинар на эту тему.

2. Организовать серию семинаров для сотрудников правоохранительных органов разных стран, посвященных обобщению удачного опыта сбора информации и статистического учета преступлений ненависти.

3. Основываясь на имеющемся опыте сравнительного анализа законодательства стран-участников в сфере противодействия преступлениям ненависти, провести сравнительный анализ более широкого круга национальных законов в сфере противодействия интолерантности, касающихся возбуждения ненависти, дискриминации, деятельности соответствующих группировок.

4. Дополнить сравнительный анализ законодательств сравнительным анализом правоприменения в странах ОБСЕ, в первую очередь – в сферах противодействия преступлениям ненависти и возбуждению ненависти.

 

Для государств – участников ОБСЕ

1. Изменить систему учета преступлений так, чтобы подозрение на мотив ненависти могло быть зафиксировано на любом этапе, включая самый ранний – этап регистрации преступления. Расследование преступлений ненависти идет эффективнее в специализированных полицейских подразделениях, но оно должно вестись также и в обычных подразделениях полиции.

2. Публиковать статистику по преступлениям ненависти, выделяя разные их виды, регионы, количество пострадавших. Официальная статистика должна основываться и на судебных решениях (как по доказанным случаям, так и по недоказанным), и на количестве заведенных уголовных дел.

3. Активнее использовать информацию неправительственных организаций, занимающихся систематическим мониторингом активности расистских групп, а также консультироваться с НПО по проблемам правоприменительной практики. Несмотря на разногласия методологического и политического характера, такое сотрудничество может быть очень продуктивным.

4. Настроить законодательную рамку, охватывающую преступления ненависти и связанную с ними деятельность, включая публичное подстрекательство, организационную деятельность, финансирование и т.д. Законодательство должно фокусировать усилия правоохранительных органов на преследовании в первую очередь наиболее опасных преступлений против личности. Тому же должны способствовать правила и инструкции, принимаемые внутри этих органов.

5. Оценить национальные законы о возбуждении ненависти и практику их применения в свете Рабатского плана действий, одобренного Советом по правам человека ООН в 2013 году, включая так называемый шестичастный тест определения общественной опасности публичных высказываний.

6. Следует принимать и развивать комплексное антидискриминационное законодательство или ряд отдельных актов, содержащих эффективные правила и процедуры доказывания дискриминации.

7. Государственные служащие не должны иметь права выражать публично не только нетерпимость, но и неуважение к любым меньшинствам и вообще к любым этническим и тому подобным группам. Законодательство о государственной службе должно предполагать эффективные дисциплинарные санкции за такие действия. И эти наказания должны предаваться гласности. Эта политика должна проводиться также в ситуации кризисов любого рода и военных конфликтов.