М. Габович. Женева. День третий

Конференция продолжает "расползаться" - усиливается впечатление разноголосицы фактически не обращающих друг на друга внимания групп и объединений. До сих пор (пишу 23 апреля) продолжается официальный сегмент, сегодня в 13 часов должен начаться сеанс выступлений представителей НПО на общей ассамблея. К вчерашнему дедлайну зарегистрировалось более 110 организаций, каждая из которых по регламенту получает три минуты на свое выступление - видимо, этот "сегмент" и займет основную часть сегодняшнего и весь завтрашний день.

Представители многих НПО выразили разочарование тем, что итоговый документ конференции был принят уже во вторник - похоже, многие надеялись как-то повлиять на него, хотя, как постоянно подчеркивает в своем блоге Рональд Айссенс из нидерландского Magenta Foundation, этим следовали заниматься в течение полуторагодичного подготовительного процесса, а не во время конференции.

Тем временем "на полях" конференции продолжаются громкие мероприятия, организованные, прежде всего, различными произраильскими еврейскими организациями: вчера - не понимаю, насколько спонтанно - в другой части Женевы проходила "Конференция против расизма, дискриминации и преследований", на которой, судя по отчету, звучали уже знакомые темы "антисионизм - новый антисемитизм", критика в адрес недемократических мусульманских государств, в которых нарушаются права человека, и бездействия ООН перед лицом геноцидов в Руанде и Дарфуре.

"Клоунская" акция, о которой я писал вчера, как оказалась, была организована Европейским союзом еврейских студентов. Формально, как мне рассказал вчера один русскоязычный активист этой организации, ответственность на себя взяло его французское отделение, и в результате аккредитацию потеряло только оно (информация непроверенная).

Любопытно сравнивать разный уровень координации разных тематических и региональных "кокусов". Ряд европейских НПО, недовольных Дурбаном-1, еще на самой конференции в 2001 году образовали кокус, выступивший с рядом заявлений (см. об этом книгу "После Дурбана", впрочем, труднодоступную с тех пор, как умер сайт Сети НПО против расизма). А за первыми шагами создания кокуса африканцев и лиц африканского происхождения (Africans and Afrodescendants - новый для меня собирательный термин) я наблюдал вчера, а сейчас сижу на аналогичной встрече ряда латиноамериканских организаций: по мнению представительницы общелатиноамериканской "Кампании по образованию в области прав человека", уровень участия латиноамериканских НПО, в отличие от европейских, возрос на второй конференции, и они, хоть и разочарованы доминированием ближневосточной тематики, все еще надеются быть услышанными. Два вышеупомянутых кокуса в чем-то пересекаются, поскольку среди инициаторов африканского присутствует целый ряд латиноамериканских и карибских активистов африканского происхождения. Наиболее высокий уровень координации и организации, да и финансирования, показывает Международный еврейский кокус, представители которого утверждают, что говорят от имени всех представленных на конференции еврейских организаций (это не совсем так: вчера, например, я видел двух хасидов со значками "Свободу Палестине!" на фоне палестинского флага).

Вновь и вновь я убеждаюсь, что линии водораздела проходят не просто между универсалистами-правозащитниками и этноцентристами-"жертвозащитниками" (вернее, само такое определение, при всех его аналитических достоинствах, выражает нормативную точку зрения, гораздо шире представленную в Европе и среди американских еврейских организаций, чем в других странах и среди афроамериканцев): существует реальные региональные различия, не учитывая которые вряд ли удастся продвинуться по пути международного диалога. Если в Европе (возможно, особенно восточной) исторически огромную роль сыграла идея универсальных принципов прав человека, то африканские и латиноамериканские активисты не могут забыть историю колониализма и зачастую воспринимают то, как именно продвигаются и оправдываются универсальные нормы (и как они применяются к случаю Израиля и палестинцев), как механизм западного господства и подавление их легитимных интересов - признания рабства как преступления против человечества, борьбы за "земли предков" в Латинской Америке и т.д. Можно, конечно, отвлечься от региональной укорененности этих различий и считать "этноцентризм" опасным во всех его проявлениях, но тогда западные "универсалисты" сами могут столкнуться с проблемой демократической легитимации продвигаемых ими принципов: "хороших" НПО (не говоря уже о государствах) во многих странах "у нас для вас нет" (или мало).

Больше сейчас не успеваю написать. Некоторые дополнительные наблюдения, например, со встречи Верховного комиссара по правам человека с НПО и принципах отбора африканских участников, см. на моем англоязычном блоге: http://durbanreview.blogspot.com.