Качественное улучшение противодействия преступлениям на почве ненависти и пропаганды ненависти. Заявление для встречи ОБСЕ в Варшаве, 28 сентября 2005 г.

В сентябре 2005 г. СОВА приняла участие в Совещании ОБСЕ по вопросам рассмотрения обязательств, посвященное человеческому измерению в Варшаве. 28 сентября на сессии "Толерантность и недискриминация" ("Недопущение агрессивного национализма, шовинизма и этнических чисток") Галина Кожевникова от лица центра "СОВА" и Международной лиги прав человека сделала заявление о ситуации с противодействием радикальному национализму в России и возможных шагах по улучшению этой деятельности в России и в регионе.

Уважаемые участники конференции!

Прежде чем перейти к рекомендациям для стран ОБСЕ и для ОБСЕ в целом, мы должны выразить озабоченность тем, что уровень этнической и религиозной толерантности в России неуклонно снижается. Растет количество нападений по мотивам ненависти, социологи констатируют общий рост ксенофобии. Снова активизируется пропаганда ненависти, в особенности - антисемитская пропаганда, служащая идеологической основой для многих других проявлений ненависти. И если насильственные преступления встречают противодействие правоохранительной системы, то пропаганда антисемитизма и иных форм ненависти ведется практически безнаказанно.

Расистские преступления и пропаганда ненависти становятся все более серьезной угрозой в регионе ОБСЕ в целом. Недостатки в противодействии им со стороны правоохранительных органов вызывают естественное стремление к модификации и, зачастую, к ужесточению законодательства в этой сфере. Однако изъяном некоторых национальных законодательств является не чрезмерная мягкость, а недостаточная гибкость. Например, в России есть только одна санкция в адрес СМИ за возбуждение ненависти или вражды - закрытие издания. Отсутствие более мягких вариантов наказания (например, штрафов) вовсе не способствует эффективному пресечению подобных злоупотреблений свободой слова. Любое национальное законодательство должно предоставлять судам достаточно широкий спектр санкций за пропаганду ненависти.

Важнее же всего, что правоохранительными органами и судами недостаточно эффективно используется уже существующее законодательство. В этой связи следует приветствовать созданную согласно решению Совета Министров в Софии программу ОБСЕ по специальной подготовке сотрудников правоохранительных органов для борьбы с преступлениями на почве ненависти. Мы просим конференцию включить в заключительный документ призыв ко всем странам направлять сотрудников своих правоохранительных органов на эти курсы подготовки.

Никто не отрицает важность такой работы, как мониторинг преступлений на почве ненависти и случаев пропаганды ненависти. Кордовская Декларация завершалась призывом усилить взаимодействие государств с НПО в этой сфере. Но очевидно, что пока механизм мониторинга, в том числе в части взаимодействия с НПО, оставляет желать лучшего.

Мы предлагаем общую схему взаимодействия государства и НПО. Она включает назначение государственного учреждения, ответственного за мониторинг в этой сфере; взаимные обязательства государства и НПО по обмену информацией; подготовка указанным учреждением в сотрудничестве с НПО, участвовавшими в мониторинге, ежегодного отчета на основе стандартов, предложенных ОБСЕ. Реализация такой схемы позволит сделать работу по мониторингу общим проектом ОБСЕ, правительств и НПО.

Практика правоприменения по расистским преступлениям и по пропаганде ненависти показывает, что следствие и суд постоянно сталкиваются со значительными затруднениями при квалификации рассматриваемого деяния. Не всегда здесь могут помочь разъяснения высших национальных судебных инстанций, да и не всегда эти разъяснения даются. С другой стороны, количество приговоров по делам такого рода невелико, они де-факто создают ценную прецедентную базу, но эти прецеденты недостаточно используются.

Мы, в духе решений Совета Министров в Маастрихте, предлагаем создание национальных баз данных приговоров, как обвинительных, так и оправдательных, по делам о расистских преступлениях и по делам по пропаганде ненависти, причем - вместе с подробным описанием самих инцидентов (а по делам о пропаганде - включая инкриминировавшиеся тексты). На следующем этапе возможно объединение национальных баз данных в масштабе ОБСЕ. Безусловно, следует добавить к такой базе и решения Европейского суда по правам человека.

Наличие такой общей фактологической основы будет способствовать формированию в наших обществах более устойчивого и четкого представления о том, какого рода действия, вызванные интолерантными чувствами, являются преступными, какие заслуживают административных санкций, а какие - скорее лишь морального порицания.

При всем различии подходов, которые есть в разных странах, это будет способствовать работе по сближению правовых норм в сфере ограничения проявлений интолерантности и предотвращения преступлений на почве ненависти.