Кампания социальной рекламы против экстремизма и ксенофобии

С 2001 года программа "Ethnic Studies" Европейского Университета в СПб при поддержке Государственной Федеральной Целевой программы "Воспитание установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе" и в сотрудничестве с фирмой Yandex ведет работу по исследованию экстремистских сайтов в русскоязычном сегменте Интернета. Нами были исследованы более сотни постоянно существующих сайтов с целью выявления дискурса таких текстов: основных проблем, на которых спекулируют экстремисты, способов разрешения этих проблем, способов аргументации. Основным выводом исследования, результаты которого опубликованы в брошюре "Язык вражды в русскоязычном Интернете", является тот факт, что язык вражды, распространенный среди экстремистов, трудно отличим от языка, который используется официальными политиками и СМИ. Таким образом, встал вопрос о том, как можно противостоять распространению языка вражды в ситуации, когда граница между приемлемым и неприемлемым языком фактически отсутствует?

В настоящее время существует несколько способов противостоять распространению нежелательной информации, включая экстремизм и ксенофобию, в Интернете. Это "силовой" способ (государство закрывает сайты и наказывает авторов сайтов), способ "ограничения доступа" - разнообразные фильтры, устанавливаемые на серверы или компьютеры, и "способ социальной рекламы".

Попытка разработать эффективную модель "социальной рекламы" как метода борьбы с hate speech в российском Интернете осуществляется в нашем проекте "Социальная реклама в Интернете как форма борьбы с экстремизмом и ксенофобией". В данном проекте реализуется такая форма социальной рекламы, как предложение пользователям русской поисковой системы Yandex альтернативных ссылок и ссылок-предупреждений тем пользователям, которые в результате поиска по ключевым словам получают в поисковой системе ссылки на сайты с текстами экстремистской направленности, призывами к насилию, пропагандой ненависти и т.п.

В то же время мы предполагаем разработать методику вынесения предупреждения о правовых последствиях деяний, предлагаемых на радикальных сайтах, путем ссылки на соответствующие статьи УК РФ и комментарии к ним.

Проект будет сосредоточен на текстах для молодежной аудитории (люди до 30 лет), поскольку, с одной стороны, это - наиболее активные пользователи Интернета, с другой - наиболее подверженные влиянию пропаганды, в наибольшей степени ищущие ответы на острые социальные вопросы.

Для успешного решения поставленной задачи авторами исследования будет проведена систематизация запросов, поступающих в поисковые системы типа Yandex, которые приводят интересующихся на сайты радикальных групп, систематизация этих запросов по уже разработанному списку тем, а затем формирование листа сайтов, содержащих адекватную и толерантную информацию по тем темам, которые интересуют авторов запросов.

Анализ запросов, которые приводят пользователей на сайты радикальных групп, также может показать, какие социальные проблемы требуют широкого общественного обсуждения.

В то же время в рамках проекта будет продолжена работа по изучению риторики и аргументации, к которой прибегают авторы радикальных и экстремистских сайтов для пропаганды и продвижения своих взглядов в Интернет для уточнения и корректировки контр-аргументов, которые необходимо использовать в пропаганде толерантного поведения в Интернете

Таким образом, нами предлагается образ Интернета как Гайд-парка, в котором мы используем только силу аргументации и гуманистического убеждения, чтобы противостоять экстремистским идеям, а не силовые методы, которые, мы в этом убеждены, могут только служить инструментом подавления свободы слова.

Ссылки на данную статью [1]