30 марта 2015 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека провел специальное заседание на тему «Рост радикализма в обществе, как угроза правам человека». По итогам заседания уже в мае были приняты рекомендации. Мы републикуем текст рекомендаций с сайта Совета.
В ходе заседания выступили представители правоохранительных и надзорных органов, общественные деятели и эксперты. Выступавшие отмечали, что в последнее время в мире ощущается рост радикализма, который проявляется в различных актах насилия вплоть до массовых внесудебных казней, бомбардировок мирного населения, политических убийств и т.д. Это коснулось и России.
Члены Совета, проанализировав, в частности, социальные последствия проводимой оптимизации системы здравоохранения, пришли к выводу, что среди причин роста радикализма нужно, прежде всего, выделить социально-экономические.
Рост цен на основные потребительские товары, инфляция, сокращение рабочих мест и снижение потребительской активности привели к тому, что в общественном мнении постепенно формируется представление о том, что Россия вошла в серьезный экономический кризис, который отчасти вызван внешними причинами, отчасти обусловлен пороками самой социально-экономической системы России.
10% опрошенных ФОМ россиян считают, что в стране нет экономического кризиса, 78% – что он есть. По данным «Левада-центра», 75% опрошенных полагают, что в России наступил кризис, 60% не удовлетворены тем, что происходит в стране, 58% считают, что правительство не выполняет свои социальные обязательства.
Политические и экономические ожидания населения в этой связи необратимо ухудшаются. По данным ВЦИОМ, 22% опрошенных полагают, что пик кризиса пройден. Треть опрошенных (30%) полагает, что самые большие трудности переживаются сейчас, 41% - что самое тяжелое еще впереди. Больше всего вызывает напряжение такие характеристики как подорожание товаров, обесценивание сбережений, международная напряженность. По данным ФОМ граждане России воспринимают как угрозы: обнищание населения (39%), иностранная агрессия (32%), гражданская война (26%), межнациональные конфликты (25%), массовая безработица (21%).
В заявление приводятся данные из выступления заместителя начальника Главного управления по противодействию экстремизму МВД России В.А.Макарова. По итогам 2014 года он констатировал рост числа экстремистских проявлений. В 2014 году зарегистрировано более 1000 преступлений экстремистской направленности, а за первые два месяца 2015 г. выявлено на 9% больше фактов экстремизма, чем за аналогичный период прошлого года. На заседании отмечалось, что участились акты насилия по политическим мотивам, возросло число угроз применения насилия.
В.А.Макаров отметил, что дополнительным механизмом радикализации молодежи и других слоев населения является вербовка лиц для участия в вооруженных конфликтах за рубежом. Силами МВД России предпринимаются меры по недопущению выезда российских радикалов для участия в вооруженных конфликтах на территории иностранных государств. Выявлено более полутора тысяч человек, участвовавших в вооруженных конфликтах за рубежом; в отношении 319 из них возбуждены уголовные дела. Однако есть сложность в сборе доказательств на территории других стран.
Совет выделил следующие факторы, способствующие росту радикализма:
• Недостатки в функционировании систем социализации и социальной интеграции, которые должны быть основаны не на мифах и фальсификациях, а на подлинно гражданском воспитании, укоренении в обществе нравственно оправданных представлений о добре и зле, о патриотизме, социальной справедливости, солидарности и демократии.
• Участие российских граждан в вооруженных конфликтах на территории иностранных государств. Активное участие россиян во внутригосударственных конфликтах за пределами страны заставляет вспомнить, что войны заразны. Вот почему мирные усилия российского руководства по урегулированию вооруженных конфликтов в других странах должны быть поддержаны активной работой правоохранительных и надзорных органов по пресечению так называемого «наемничества» (вовлечения российских граждан в военные конфликты).
• Пропагандистский уклон и агрессивная тональность значительной части политических и новостных программ российских телеканалов. Одна из важнейших установок идущей пропагандистской кампании – представление открытых оппонентов власти как «национал-предателей», «пятой колонны», «иностранных агентов» и т.п. Диалоговые формы программ либо полностью игнорируются, либо имитируются. Наши великие соотечественники, такие, как, например, Александр Солженицын и Андрей Сахаров, также становились объектами дискредитации со стороны официальных СМИ из-за своей критики внутренней и внешней политики тогдашних властей. Однако, как доказала история, такая критика была проявлением их истинного, а не показного патриотизма. В результате выстраивание содержательного диалога относительно реальных проблем нашей страны, ее будущего, наталкивается на взаимную словесную агрессию и непримиримость.
• Слабость существующих диалоговых площадок, призванных, по идее, обеспечивать открытое обсуждение актуальных проблем, стоящих перед страной. Специально созданный для этих целей институт – Общественное телевидение России – пытается по мере сил выполнить указанную задачу, но пока не обладает ни необходимыми ресурсами, ни достаточным авторитетом в обществе.
• Деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия экстремизму всё чаще ориентирована на расследование противозаконных публичных призывов, и всё реже - на расследование насильственных преступлений. Хотя публичные призывы, бесспорно, также могут представлять значительную опасность, однако на практике нередко преследуются лица, совершившие малозначительные преступления, а иногда и вовсе невиновные, что отвлекает силы от расследования насильственных преступлений экстремистского характера.
В этой связи Совет считает необходимым рекомендовать следующее:
1. Совет предлагает провести в четвертом квартале с.г. совместное заседание с Советом при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям для обсуждения всего спектра проблем, связанных с участием гражданского общества в формировании общероссийской гражданской нации.
2. Совет убежден в необходимости создать условия для широкого политического диалога по всем наиболее острым вопросам экономического и общественно-политического развития страны, касающимся, помимо прочего, социальных обязательств власти и ответственности за их выполнение, развития бизнеса и восстановления инвестиционного климата, совершенствования избирательной системы, создания условий для реальной свободы массовой информации и обеспечения плюрализма СМИ, развития гражданского общества и его структур. Необходим свободный обмен мнениями о дальнейшем развитии страны, о ее будущем – в самом широком смысле слова. Такой диалог должен исключать взаимные обвинения и политические ярлыки. Представители различных идейных позиций должны найти в себе силы для гражданского примирения и уважительного диалога.
3. Совет полагает, что государственным средствам массовой информации следует пересмотреть форматы основных политических и информационных программ, с тем, чтобы усилить в них диалоговые начала, создать возможность для свободного и спокойного, аргументированного и уважительного обмена мнениями. Необходимо устранить конфронтационную атмосферу в медийном пространстве, используя в этих целях, в том числе, механизмы саморегулирования и социальной ответственности руководителей СМИ. Представителям журналистского сообщества нужно помнить, что доминирование ненависти и вражды в общественной жизни подрывает сами основы демократического правового государства. Представление страны в виде осажденной крепости и поиски «внутренних врагов» - это возвращение к худшим страницам нашей истории. Более того, банализация нетерпимости ведет к нарастанию насилия даже на бытовом уровне.
4. Совет призывает правоохранительные и надзорные органы проявлять больше внимания и терпимости к новым явлениям в сфере творчества и культурной жизни страны. Свобода творчества гарантирована Конституцией РФ, и государство, формируя свою культурную политику, не должно навязывать художникам стандарты формы и содержания либо искать новые формы цензуры. При этом в культурной политике важно различать процессы художественного творчества, регулируемые, прежде всего, самими творцами, и процессы социального функционирования продуктов культуры, рассчитанных на широкую аудиторию. Исторический опыт показывает, что многие художественные произведения, подвергнутые жесткому государственному остракизму, были впоследствии признаны мировыми шедеврами. Взвешенность и бережность должны отличать государственный подход в этой сфере.
5. Совет рассматривает реальную политическую конкуренцию как конституционно установленную гарантию основных прав и свобод человека и гражданина. В этом контексте предлагается создать новые площадки для дискуссии с политическими силами, не представленными в нынешней конфигурации власти, в целях формирования диалога в преддверии общенациональных парламентских выборов 2016 года. Представляется целесообразным провести серию дискуссий в формате общенационального «круглого стола», чтобы прояснить позиции сторон и выявить общие подходы к решению наиболее острых проблем.
6. Совет полагает необходимым обратить особое внимание на совершенствование законодательства о выборах и практики его применения. Возможно обращение к опыту 2012 года, когда для выработки проекта поправок к закону о политических партиях была создана рабочая группа с участием представителей непарламентских партий. Тогда представителям различных политических сил в течение определенного времени удавалось конструктивно сотрудничать и вырабатывать оптимальные решения.
7. Совет просит МВД России, Следственный комитет России и Генеральную прокуратуру России провести проверку сообщений средств массовой информации о фактах вербовки граждан для участия в вооруженных конфликтах за пределами России, а также о случаях пропаганды войны и применения насилия для решения политических или мировоззренческих проблем.
8. Совет просит Верховный Суд Российской Федерации обобщить судебную практику по делам об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях (ст.ст. 19.3, 20.2 КоАП РФ и др.).
9. Совет полагает важным, чтобы органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, их должностные лица исключили в дальнейшем практику необоснованных отказов в согласовании проведения публичных мероприятий, поскольку она способствуют лишь радикализации протестных настроений. Право граждан собираться мирно и без оружия гарантировано российской Конституцией, а воспрепятствование осуществлению гражданами их конституционных прав влечет уголовную и административную ответственность. Совет считает необходимым подчеркнуть, что, реагируя на не согласованные в установленном законом порядке публичные мероприятия, полиция должна проявлять сдержанность, избегая неадекватного применения физической силы и специальных средств, а также не допуская необоснованных задержаний граждан.
10. Совет просит МВД России, Следственный комитет России и Генеральную прокуратуру России подготовить предложения по совершенствования законодательства о противодействии экстремизму и практики его применения с учетом накопленного опыта. Такие предложения должны фокусировать усилия правоохранительных органов, в первую очередь, на противодействии идеологически мотивированному насилию, а также пропаганде такого насилия.
11. Совет просит Совет безопасности Российской Федерации обратить внимание на то, что деятельность лиц по вербовке российских граждан для участия в вооруженных конфликтах за рубежом, представляет реальную угрозу национальной безопасности.
Рекомендации были приняты Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования 7 мая 2015 года.
В ходе заседания выступили представители правоохранительных и надзорных органов, общественные деятели и эксперты. Выступавшие отмечали, что в последнее время в мире ощущается рост радикализма, который проявляется в различных актах насилия вплоть до массовых внесудебных казней, бомбардировок мирного населения, политических убийств и т.д. Это коснулось и России.
Члены Совета, проанализировав, в частности, социальные последствия проводимой оптимизации системы здравоохранения, пришли к выводу, что среди причин роста радикализма нужно, прежде всего, выделить социально-экономические.
Рост цен на основные потребительские товары, инфляция, сокращение рабочих мест и снижение потребительской активности привели к тому, что в общественном мнении постепенно формируется представление о том, что Россия вошла в серьезный экономический кризис, который отчасти вызван внешними причинами, отчасти обусловлен пороками самой социально-экономической системы России.
10% опрошенных ФОМ россиян считают, что в стране нет экономического кризиса, 78% – что он есть. По данным «Левада-центра», 75% опрошенных полагают, что в России наступил кризис, 60% не удовлетворены тем, что происходит в стране, 58% считают, что правительство не выполняет свои социальные обязательства.
Политические и экономические ожидания населения в этой связи необратимо ухудшаются. По данным ВЦИОМ, 22% опрошенных полагают, что пик кризиса пройден. Треть опрошенных (30%) полагает, что самые большие трудности переживаются сейчас, 41% - что самое тяжелое еще впереди. Больше всего вызывает напряжение такие характеристики как подорожание товаров, обесценивание сбережений, международная напряженность. По данным ФОМ граждане России воспринимают как угрозы: обнищание населения (39%), иностранная агрессия (32%), гражданская война (26%), межнациональные конфликты (25%), массовая безработица (21%).
В заявление приводятся данные из выступления заместителя начальника Главного управления по противодействию экстремизму МВД России В.А.Макарова. По итогам 2014 года он констатировал рост числа экстремистских проявлений. В 2014 году зарегистрировано более 1000 преступлений экстремистской направленности, а за первые два месяца 2015 г. выявлено на 9% больше фактов экстремизма, чем за аналогичный период прошлого года. На заседании отмечалось, что участились акты насилия по политическим мотивам, возросло число угроз применения насилия.
В.А.Макаров отметил, что дополнительным механизмом радикализации молодежи и других слоев населения является вербовка лиц для участия в вооруженных конфликтах за рубежом. Силами МВД России предпринимаются меры по недопущению выезда российских радикалов для участия в вооруженных конфликтах на территории иностранных государств. Выявлено более полутора тысяч человек, участвовавших в вооруженных конфликтах за рубежом; в отношении 319 из них возбуждены уголовные дела. Однако есть сложность в сборе доказательств на территории других стран.
Совет выделил следующие факторы, способствующие росту радикализма:
• Недостатки в функционировании систем социализации и социальной интеграции, которые должны быть основаны не на мифах и фальсификациях, а на подлинно гражданском воспитании, укоренении в обществе нравственно оправданных представлений о добре и зле, о патриотизме, социальной справедливости, солидарности и демократии.
• Участие российских граждан в вооруженных конфликтах на территории иностранных государств. Активное участие россиян во внутригосударственных конфликтах за пределами страны заставляет вспомнить, что войны заразны. Вот почему мирные усилия российского руководства по урегулированию вооруженных конфликтов в других странах должны быть поддержаны активной работой правоохранительных и надзорных органов по пресечению так называемого «наемничества» (вовлечения российских граждан в военные конфликты).
• Пропагандистский уклон и агрессивная тональность значительной части политических и новостных программ российских телеканалов. Одна из важнейших установок идущей пропагандистской кампании – представление открытых оппонентов власти как «национал-предателей», «пятой колонны», «иностранных агентов» и т.п. Диалоговые формы программ либо полностью игнорируются, либо имитируются. Наши великие соотечественники, такие, как, например, Александр Солженицын и Андрей Сахаров, также становились объектами дискредитации со стороны официальных СМИ из-за своей критики внутренней и внешней политики тогдашних властей. Однако, как доказала история, такая критика была проявлением их истинного, а не показного патриотизма. В результате выстраивание содержательного диалога относительно реальных проблем нашей страны, ее будущего, наталкивается на взаимную словесную агрессию и непримиримость.
• Слабость существующих диалоговых площадок, призванных, по идее, обеспечивать открытое обсуждение актуальных проблем, стоящих перед страной. Специально созданный для этих целей институт – Общественное телевидение России – пытается по мере сил выполнить указанную задачу, но пока не обладает ни необходимыми ресурсами, ни достаточным авторитетом в обществе.
• Деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия экстремизму всё чаще ориентирована на расследование противозаконных публичных призывов, и всё реже - на расследование насильственных преступлений. Хотя публичные призывы, бесспорно, также могут представлять значительную опасность, однако на практике нередко преследуются лица, совершившие малозначительные преступления, а иногда и вовсе невиновные, что отвлекает силы от расследования насильственных преступлений экстремистского характера.
В этой связи Совет считает необходимым рекомендовать следующее:
1. Совет предлагает провести в четвертом квартале с.г. совместное заседание с Советом при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям для обсуждения всего спектра проблем, связанных с участием гражданского общества в формировании общероссийской гражданской нации.
2. Совет убежден в необходимости создать условия для широкого политического диалога по всем наиболее острым вопросам экономического и общественно-политического развития страны, касающимся, помимо прочего, социальных обязательств власти и ответственности за их выполнение, развития бизнеса и восстановления инвестиционного климата, совершенствования избирательной системы, создания условий для реальной свободы массовой информации и обеспечения плюрализма СМИ, развития гражданского общества и его структур. Необходим свободный обмен мнениями о дальнейшем развитии страны, о ее будущем – в самом широком смысле слова. Такой диалог должен исключать взаимные обвинения и политические ярлыки. Представители различных идейных позиций должны найти в себе силы для гражданского примирения и уважительного диалога.
3. Совет полагает, что государственным средствам массовой информации следует пересмотреть форматы основных политических и информационных программ, с тем, чтобы усилить в них диалоговые начала, создать возможность для свободного и спокойного, аргументированного и уважительного обмена мнениями. Необходимо устранить конфронтационную атмосферу в медийном пространстве, используя в этих целях, в том числе, механизмы саморегулирования и социальной ответственности руководителей СМИ. Представителям журналистского сообщества нужно помнить, что доминирование ненависти и вражды в общественной жизни подрывает сами основы демократического правового государства. Представление страны в виде осажденной крепости и поиски «внутренних врагов» - это возвращение к худшим страницам нашей истории. Более того, банализация нетерпимости ведет к нарастанию насилия даже на бытовом уровне.
4. Совет призывает правоохранительные и надзорные органы проявлять больше внимания и терпимости к новым явлениям в сфере творчества и культурной жизни страны. Свобода творчества гарантирована Конституцией РФ, и государство, формируя свою культурную политику, не должно навязывать художникам стандарты формы и содержания либо искать новые формы цензуры. При этом в культурной политике важно различать процессы художественного творчества, регулируемые, прежде всего, самими творцами, и процессы социального функционирования продуктов культуры, рассчитанных на широкую аудиторию. Исторический опыт показывает, что многие художественные произведения, подвергнутые жесткому государственному остракизму, были впоследствии признаны мировыми шедеврами. Взвешенность и бережность должны отличать государственный подход в этой сфере.
5. Совет рассматривает реальную политическую конкуренцию как конституционно установленную гарантию основных прав и свобод человека и гражданина. В этом контексте предлагается создать новые площадки для дискуссии с политическими силами, не представленными в нынешней конфигурации власти, в целях формирования диалога в преддверии общенациональных парламентских выборов 2016 года. Представляется целесообразным провести серию дискуссий в формате общенационального «круглого стола», чтобы прояснить позиции сторон и выявить общие подходы к решению наиболее острых проблем.
6. Совет полагает необходимым обратить особое внимание на совершенствование законодательства о выборах и практики его применения. Возможно обращение к опыту 2012 года, когда для выработки проекта поправок к закону о политических партиях была создана рабочая группа с участием представителей непарламентских партий. Тогда представителям различных политических сил в течение определенного времени удавалось конструктивно сотрудничать и вырабатывать оптимальные решения.
7. Совет просит МВД России, Следственный комитет России и Генеральную прокуратуру России провести проверку сообщений средств массовой информации о фактах вербовки граждан для участия в вооруженных конфликтах за пределами России, а также о случаях пропаганды войны и применения насилия для решения политических или мировоззренческих проблем.
8. Совет просит Верховный Суд Российской Федерации обобщить судебную практику по делам об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях (ст.ст. 19.3, 20.2 КоАП РФ и др.).
9. Совет полагает важным, чтобы органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, их должностные лица исключили в дальнейшем практику необоснованных отказов в согласовании проведения публичных мероприятий, поскольку она способствуют лишь радикализации протестных настроений. Право граждан собираться мирно и без оружия гарантировано российской Конституцией, а воспрепятствование осуществлению гражданами их конституционных прав влечет уголовную и административную ответственность. Совет считает необходимым подчеркнуть, что, реагируя на не согласованные в установленном законом порядке публичные мероприятия, полиция должна проявлять сдержанность, избегая неадекватного применения физической силы и специальных средств, а также не допуская необоснованных задержаний граждан.
10. Совет просит МВД России, Следственный комитет России и Генеральную прокуратуру России подготовить предложения по совершенствования законодательства о противодействии экстремизму и практики его применения с учетом накопленного опыта. Такие предложения должны фокусировать усилия правоохранительных органов, в первую очередь, на противодействии идеологически мотивированному насилию, а также пропаганде такого насилия.
11. Совет просит Совет безопасности Российской Федерации обратить внимание на то, что деятельность лиц по вербовке российских граждан для участия в вооруженных конфликтах за рубежом, представляет реальную угрозу национальной безопасности.
Рекомендации были приняты Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования 7 мая 2015 года.