Новости по теме

Эмиль Паин о межэтнической напряженности в России

19 августа 2013 года в журнале "Огонек" было опубликовано интервью с профессором ВШЭ, руководителем центра по изучению ксенофобии и предотвращения экстремизма Института социологии РАН Эмилем Паиным о проблемах национализме и ксенофобии в России, в том числе в связи с грядущими в Москве выборами.

Э. Паин отметил рост этнической напряженности в России и привел данные, озвученные весной генеральным прокурором Юрием Чайкой. С 2004 по 2012 год количество преступлений на почве экстремизма выросло в пять раз. Рост «экстремизма» зафиксирован в самых неожиданных регионах, например, в ранее «относительно благополучном» Сибирском федеральном округе — 84 %. И после серии "кондопог" в Саратовской, Екатеринбургской областях, Татарстане и других регионах, невозможно предсказать, где именно возникнет следующий конфликт.

Годом ранее массовое недовольство проявилось у некоторых граждан в политических протестах. После спада политической активности оно предсказуемо дало крен в этническую сторону. Характерно, что это было и до политических выступлений конца 2011 года и начала 2012 года. Все протестные движения, даже те, что начинались с критики государства, быстро обретали форму этнического или религиозного противостояния. В отличие от политических лозунгов оппозиции, которые неконкретны, непонятны и кажутся не реализуемыми, этническая тематика привлекательна тем, что в ней прямо указан враг, во всех бедах виноваты «чужаки», а решение проблем кажутся понятными и легко выполнимыми: «изгнать чужаков, не пускать новых». Для властей эта простота требований также кажется привлекательной, привычные термины российских чиновников «гнать и не пущать», куда более приятные, чем слова «модернизировать» или «реформировать».

По заявлению Паина, ксенофобия - слишком сложная материя, чтобы ей управлять. Но ее можно спровоцировать, так как на рост этих настроений влияет целый ряд социальных и психологических факторов. Те, кто испытывает внутреннюю неудовлетворенность своим статусом и жизненными перспективами, склонны самоутверждаться за счет кого-то, кто, по их мнению, еще ниже на социальной лестнице. В разных регионах возникает иерархия унижаемых. «Потерявший человеческий облик московский бомж на Казанском вокзале самоутверждается, обзывая "чурками" прибывших южан; таджикский гастарбайтер кричит вьетнамскому "убирайся, откуда прибыл"; в Чечне случались столкновения чеченцев с таджикскими мигрантами, а в Центральной России чеченцы и другие представители народов Северного Кавказа в разы больше притягивают к себе ксенофобию местного населения, чем выходцы из Средней Азии», - утверждает профессор и делает вывод о том, что в России - общество «догражданской» культуры, которое крайне беззащитно перед любыми стереотипами. А эти стереотипы, групповые, нерефлексируемые мгновенно распространяются.

Но основные факторы, влияющие на развитие ксенофобии, все-таки политические. В качестве примера можно привести рост антиукраинских или антигрузинских настроений.  Опыт России здесь не уникален. Например, в Иране в 70-е годы уровень веротерпимости был крайне высок, но после прихода Хомейни ситуация изменилась.

Роль властной риторики в «вертикальных обществах», во много раз выше, чем влияние СМИ, ТВ или известных деятелей. Поэтому зачастую, если власть совершает ошибку, это «скажется на социальном климате». Когда государство «подменяет культуру, производящую идеи, культурой, собирающей фобии, последствия для общества бывают крайне болезненными».

Паин считает, что власть не просто опускается до стереотипов массового сознания, но еще и выращивает их. Согласно опросам «Левада-центра» в июле 2013 года, проблема мигрантов была названа главной для москвичей впервые за все годы наблюдений, в то время как с 2009 и еще по февраль 2013 года в списке лидировали другие социальные проблемы. А прокурор Москвы Сергей Куденеев в марте сообщил, что за последние пять лет преступность мигрантов в столице снизилась почти вдвое, а в августе стал говорить о том, что 40 % преступлений в Москве совершили иностранцы и еще 10 % — какие-то другие не москвичи. Паин считает, что этнические меньшинства — меньшинства везде, в том числе и в преступности. А такое изменение данных связано с тем, что с Москве началась избирательная кампания.

Московские выборы «сильно разогрели мигрантофобию», о которой говорит большинство участников избирательной кампании. Проанализировав выступления кандидатов в мэры, Паин отмечает, что исключение составляет лишь Сергей Митрохин, который осуждает проявления антимигрантской риторики. Михаил Дегтярев из ЛДПР обещал через полтора года очистить московские рынки от мигрантов, Николай Левичев из «Справедливой России» призвал московскую полицию ужесточить борьбу с этнической преступностью, коммунист Иван Мельников сулит дополнительные привилегии исключительно коренным москвичам. Заявления Алексея Навального, считающегося «националистом», в прессу пока не просачивалось. А истинные националисты его риторикой и имиджем в кампании недовольны. В последний год Навальный резко сократил националистическую риторику. За последние три года, из 1347 его выступлений них только 40 % посвящены этнополитической тематике, и 90 % его высказываний на эту тему относятся к ситуации на Северном Кавказе и связаны с критикой не этнических общностей, а порядков в республиках и их руководителей. И.о. мэра города Сергей Собянин 13 июня, в день начала кампании, назвал мигрантов «главной проблемой города»...

Слово «мигрант» по Паину, в массовом сознании превратился в термин для обозначения определенных этнических групп. В Москве так называют не выходцев из Петербурга, Тюмени, Орла или уроженцев Татарстана или Башкирии, равно как и граждан Белоруссии и Украины. Этот термин обозначает «южан», в том числе и российских граждан, приехавших в Москву из южных регионов страны.

Нынешняя антимигрантская кампания фактически легализует ксенофобию. И эта ксенофобия неизбежно расползается с мигрантов на других. Скажем пермский журналист, который призывал сжигать в собственных домах кавказцев из Пугачева, одновременно выступал и за закрытие в городе синагоги. Антисемитизм вновь возвращается в органы власти, и это видно по делу учителя Фарбера.

Проблемой мигрантов подменяется еще одну проблема — несправедливая и неэффективная региональная политика. Бюджетные средства, выделяемые из кармана налогоплательщиков республикам Северного Кавказа, используются крайне неэффективно. Диспропорциональное распределение и разворовывание денег напрямую затрагивает интересы москвичей, но об этой проблеме на московских выборах говорят лишь два кандидата в мэры. С. Митрохин назвал такую региональную политику «контрибуцией, которую Москва выплачивает Чечне», а Навальный отстаивает лозунг «Хватит кормить Кавказ». По мнению Паина, нет существенных различий в словах "хватит платить контрибуцию" и "хватит кормить".Такое кормление приводит к формированию "определенного социального типа разжиревших нуворишей, которые позволяют себе демонстративно плевать на законы и моральные нормы". И "речь идет не только о высших руководителях, но и об их обслуге, вроде тех дагестанских телохранителей, которые избили на дороге депутата Государственной думы только за то, что он не позволил обогнать себя". И это возмущение рационально, в нем нет проявлений ксенофобии. Она возникает тогда, когда образ недостойного человека распространяется на всю этническую или религиозную общность.

Принадлежность к той или иной этнической группе влияет на поведение гражданина и уважение им закона слабее, чем политические и социальные факторы. И эти особенности трудноразличимы и выявляются лишь при специальном сравнительном анализе. Например, вьетнамцы, которых большинство в лагерях для мигрантов, редко упоминаются в статистке «этнической преступности». В основном они скорее являются жертвами нападений. То же самое можно сказать о китайцах или корейцах. В традициях всех этих общностей стремление не афишировать свое присутствие в иноэтнической среде. Напротив, у представителей народов Северного Кавказа принята демонстрация своей самобытности. И есть проблема адаптации этнических или регионально-культурных норм к тем, которые сложились в Москве.

Говоря об опыте европейских стран, Паин утверждает, что одно время там были популярны левацкие идеи о конце государства-нации, которые и привели к политике мультикультурализма (коммунитаризма), когда страна превращается в совокупность плохо связанных друг с другом, а то и враждующих между собой коммюнити. В Великобритании, согласно опросам, 30 % ее граждан-мусульман не интересуются ситуацией в своей стране, так как признают только «гражданство» всемирной исламской уммы. И  большинство террористов — выходцы как раз из этой среды.

Поэтому профессор ВШЭ считает, что идею национального государства, основанную на привлечении граждан разных национальностей к управлению, «слишком рано «похоронили». И ничего лучшего, чем идеи гражданской нации, изобретено не было.

К сожалению, на нынешних московских выборов эта повестка не рассматривается. Паин лишь надеется, что к сентябрю закончатся популистские разговоры вокруг миграции и появятся другие темы, в меньшей мере разжигающие межэтническую рознь.