Новости по теме

Эмиль Паин: Националистические организации становятся теневым гражданским обществом

6 марта 2006 года "Независимая газета" опубликовала интервью и руководителем Центра по изучению экстремизма и ксенофобии Института социологии РАН Эмилем Паиным, посвященное причинам роста ксенофобных настроений в России.

По мнению этнополитолога, причин этому несколько.

Во-первых, это тяжелое психологическое преодоление такого кризиса как распад СССР. И Россия в какой-то степени повторяет опыт Австро-Венгрии и Османской империи, Как и там, после распада империи были активны представители этнических меньшинств, среди которых господствовали сепаратистские настроения. Именно они в начале 90 были основными участниками этнически окрашенных конфликтов. А затем, с опозданием в этот процесс включилось и этническое большинство. А хронолигическое опоздание компенсируется интенсивностью, активностью его участия в этом процессе.

Во-вторых, в России не сложилось гражданской идентичности. При господствующих патерналистских настроениях и чувстве зависимости от "власти" россиянину гораздо комфортнее перекладывать свои проблемы на эту власть, чем попытаться включиться в их решение. "В этот момент ему подсовывают способ легкого откупа от проблем - не можешь быть хозяином в стране, будешь хозяином по отношению к меньшинствам или мигрантам. И на это значительная часть людей "клюет".

В-третьих, при фактическом отсутствии гражданских организаций, объединяющих молодежь, которая острее чувствует свою неспособность управлять жизнью: "Различные националистические организации становятся в каком-то роде теневым гражданским обществом, а точнее, карикатурой на него, характерной для страны с неразвитыми гражданскими институтами". Скин-группировки дают ощущение силы, приобщенности к группе.

И, наконец, это реакция на объективные процессы глобализации, к которым люди адаптируются крайне тяжело. И этот процесс не уникален для России, а характерен для всего мира. Но для России это тревожно тем, что она, вместо того, чтобы изучать чужие ошибки, списывает на их счет свои: "То, что происходит на Западе, для России как отмашка. Любая проблема типа бунтов в Париже и "карикатурной" войны как бы списывает грехи с нашей страны".

Безусловно, ситуация нарастания ксенофобии чревата дестабилизацией общества. А это в свою очередь создает благодатную почву для формирования не только авторитарного, но и тоталитарного режима. Тоталитаризм же на сегодняшний день - прямой путь к развалу России, поскольку Россия, по мнению Э.Паина страна не только "многонациональная", но и "сложносоставная": "Здесь исконно народы живут на своих территориях, у многих из них есть память о своей прошлой исторической государственности". При этом идеологические механизмы, удерживавшие целостность СССР теперь не работают.

При этом Э.Паин считает, что ничего нового в разрабатываемой сейчас концепции национальной политики нет. Это - возвращение в идее "старшего брата" - государствообразующей роли русского народа. Эта политика не будет способствовать объединению страны и консолидации общества. Реальным же путем этой консолидации было бы создание гражданского общества, формирование гражданской идентичности. Однако нынешняя политика российских властей показывает, что именно гражданское общество этой власти и не нужно. Новый закон о некоммерческих организациях - лишнее тому подтверждение.

Особое внимание в интервью было уделено проблемам миграции. В частности, Э.Паин подчеркнул, что "китайская экспансия" является одним из самых сильных мифов. Живущих сейчас в российском обществе. "Это страшилки, стимулирующие пополнение рядов различных экстремистских организаций", не подкрепленные никакими реальными доказательствами. При этом эксплуатация этого мифа позволяет процветать политическим демагогам, рассуждающим о стимуляции рождаемости в стране путем религиозной пропаганды или материальных выплат. Вместо этого необходимы программы социальной и культурной адаптации мигрантов, без которых Россия не может обойтись. Одновременно нужно стимулировать и встречное движение - воспитывать толерантность в Россиянах. Обе этих проблемы в настоящее время не решаются.

При этом, по мнению этнополитолога, никаких существенных изменений ситуации в ближайшие годы ожидать не приходится.