Новости по теме

Владимир Собкин об исследовании "Проблемы толерантности в подростковой субкультуре"

15 декабря 2005 г. "Новая газета" опубликовала интервью с директором Центра социологии образования при Российской академии образования (РАО) доктором психологических наук Владимиром Собкиным, в котором профессор рассказал о результатах социологического исследования "Проблемы толерантности в подростковой субкультуре".

По мнению В.Собкина "подростковая" направленность исследования, в рамках которого было опрошено 1429 школьников 7—11 классов, обусловлена тем, что "подростковый возраст очень важен для социального самоопределения, формирования социальной идентичности, классового самосознания, мировоззрения и так далее. Подростковая среда хорошо диагностирует состояние массового сознания в обществе. Подростки очень точно фиксируют реальную ситуацию".

В частности, исследование показало следующее.

Школьники, относящие себя к представителям так называемых "малых народов" сориентированы на то, что все конфессии имеют право на существование: "Об этом говорят и мусульмане, и буддисты, и иудеи" . При этом вопрос "Готовы ли вы вступить в брак с представителем другой религии, другой национальности?" показывает, что для представителей национальных меньшинств, в отличие от русского большинства, в этом вопросе - барьеры и границы более жесткие, которые укрепляются угрозой ассимиляции.

Для четверти опрошенных подростков этническая самоидентификация не имеет значения. Подавляющее большинство из оставшихся испытывают гордость за принадлежность к той или иной этнической группе. Однако исследование выявило довольно высокий процент подростков "с комплексами" - 2,5% "довольно часто испытывают стыд", и еще 3,5% "предпочли бы родиться человеком другой национальности". Т.е. "шесть процентов, или каждый пятнадцатый-шестнадцатый подросток интуитивно фиксирует негативные переживания, связанные с принадлежностью к той или иной национальности". В.Собкин считает это очень важным диагнозом межнациональной ситуации в стране.

На вопрос имеет ли значение национальность при выборе друга 70% ребят ответили, что нет. Однако для трети подростков это оказалось значимым фактором. При этом с возрастом "список национальностей" растет, однако по мере взросления наиболее явно выделяются определенные этнические группы, негативное отношение к которым испытывают значительное число российских подростков. К таким группам относятся выходцы с Северного Кавказа, евреи, грузины.

Есть и более тревожные симптомы. Например, на вопрос "Возможно ли, чтобы в армии служили представители всех национальностей?" встречались ответы, что в армии должны служить только русские, потому что иначе армия ослабляется.

2,9% опрошенных готовы высмеивать одноклассника другой национальности только за то, что он говорит с акцентом, 3,6% - издеваться над ним, 6,5% - избегать общения с ним. И лишь 23,3% опрошенных постарались бы убедить одноклассников не обижать его. Остальные - либо просто заметили бы, либо сочувствовали, но молча.

70% опрошенных мальчиков и 90% девочек утверждают, что в этом году они не участвовали в конфликтах на национальной почве. Но при этом по позиции "инициатором межнационального конфликта выступал я" проходит 5,5% мальчиков, "инициатором межнационального конфликта выступала группа, к которой я принадлежал" — 7,5%. То есть 13%. Еще 9,8% мальчиков фиксируют, что они были объектом межнациональной агрессии, а инициатором являлась противоположная сторона. Т.е. в среднем 23% мальчиков участвовали в межнациональных конфликтах. И с возрастом эта цифра не уменьшается, а увеличивается.

22% опрошенных подростков признались, что имеют друзей или знакомых в экстремистских организациях, а 2% сами в них состоят.

Право за национальными меньшинствами справлять в России национальные праздники признают 43% русских и 76,4% детей других национальностей. При этом 20% подростков "национального большинства" и менее 3% "национальных меньшинств" заявляют, что им это неприятно и отказывают этническим меньшинствам в праве это делать.

К мигрантам из ближнего зарубежья положительно относятся 34,7% подростков. 18,6% — отрицательно, по экономическим причинам.

Лозунг "Москва — для москвичей" близок 21,3%, чужие обычаи и культура пугают 5,1%. При этом 30,7% относятся к этому вопросу равнодушно.

Одновременно социолог отмечает, что учитель стремительно перестает быть авторитетом, резко падает воспитательная функция школы. Т.е. он не может повлиять на ситуацию столь высокого уровня этнической нетерпимости, которое выявило исследование, и которое В.Собкин называет "очень тревожной". При этом, разумеется, "одноразовый" урок толерантности, который проводится в московских школах, ситуацию не спасет - должна быть хорошо продуманная и равномерно распределенная по всему учебному году программа мероприятий, кульминацией которой и должен стать "День толерантности".