Новости по теме

От декриминализации к криминализации: Госдума приняла законопроект о защите госбезопасности во втором чтении

Ранее думский комитет по госстроительству и законодательству одобрил предложения по ужесточению ответственности за пропаганду и распространение запрещенной символики, выезд за границу для имеющих доступ к гостайне и неприменение спецсредств операторами связи.

5 июля 2022 года Госдума приняла законопроект об изменении Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов во втором чтении после того, как днем ранее комитет по госстроительству и законодательству одобрил поправки к нему. Законопроект предусматривает изменение законодательства в сфере государственной безопасности. Документ внесли в Госдуму 25 мая депутаты Василий Пискарев, Эрнест Валеев, Андрей Картаполов, Андрей Красов и Анатолий Выборный, а 14 июня он был принят в первом чтении.

Ко второму чтению законопроект дополнили "частичной криминализацией" пропаганды и производства запрещенной символики, нарушений выезда за границу для имеющих доступ к гостайне и неприменения спецсредств операторами связи.

Таким образом, в целом депутаты предлагают внести в УК следующие изменения:

  • дополнить ст. 208 УК (организация незаконного вооруженного формирования) частью 3, по которой наказывать граждан и проживающих в России апатридов за участие в любых вооруженных конфликтах за рубежом, "противоречащих интересам Российской Федерации". Предлагается наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет со штрафом в размере от 500 тысяч рублей или дохода за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет;

  • ввести в УК новую ст. 274.2 УК (нарушение правил централизованного управления техническими средствами противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования); эта идея появилась в редакции законопроекта, которая будет представлена ко второму чтению. Ч. 1 новой статьи карает тех операторов связи (должностных лиц, индивидуальных предпринимателей), которые ранее уже были оштрафованы за повторное нарушение порядка установки, эксплуатации и модернизации технических средств противодействия угрозам (ТСПУ) по ч. 2 ст. 13.42 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Она предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 700 тысяч до полутора миллионов рублей или в размере дохода за период от года до восемнадцати месяцев, исправительными работами на срок до года, принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Такое же наказание предусматривает и ч. 2 ст. 274.2 УК, которая карает тех, кто уже будет наказан за повторное нарушение требований к пропуску трафика через ТСПУ по ч. 2 ст. 13.42.1 КоАП (внесение последней в КоАП предусматривает вот этот законопроект);

  • распространить действие ст. 275 УК (госизмена) на переход на сторону противника (то есть участие в составе противостоящих России войск) в условиях вооруженного конфликта, военных действий или иных действии с применением вооружения и военной техники, участие в которых принимает Российская Федерация; указать в примечании к ст. 275, что лицо, совершившее преступления, предусмотренные этой статьей, а также ст. 276 (шпионаж) и 278 УК (насильственный захват и удержание власти), освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно и своевременно сообщило органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам России и если в его действиях не было иного состава преступления;

  • дополнить УК новой ст. 275.1 УК, которая будет карать за "установление и поддержание гражданином Российской Федерации отношений сотрудничества на конфиденциальной основе с представителем иностранного государства, международной либо иностранной организации в целях оказания им содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности Российской Федерации" при отсутствии признаков преступления, предусмотренных ст. 275 УК о госизмене. В варианте законопроекта, представленном к первому чтению, говорилось, что к международным или иностранным организациям, с которыми запрещено сотрудничать, будут относиться организации, действующие "в интересах" зарубежной спецслужбы, а также ЧВК, однако ко второму чтению это разъяснение из законопроекта выпало. В качестве наказания предлагается установить лишение свободы на срок от двух до восьми лет со штрафом в размере до миллиона рублей или дохода за период до трех лет либо без такового, а также с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Тех, кто "добровольно и своевременно" сообщил о сотрудничестве и не совершил никаких "действий по исполнению" полученного задания, предлагается освобождать от ответственности;

  • распространить действие ст. 276 УК (шпионаж) на "передачу, собирание, похищение или хранение в целях передачи противнику сведений, которые могут быть использованы против Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации, совершенные в условиях вооруженного конфликта, военных действий или иных действий с применением вооружения и военной техники с участием Российской Федерации"; ко второму чтению было решено внести в статью примечание о том, что под противником подразумевается "иностранное государство, международная либо иностранная организация, противостоящие Российской Федерации в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники";

  • дополнить УК новой статьей ст. 280.4 УК (публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства – при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 205.2, 280, 280.1, 280.3, 284.2 и 354 УК).
      По ч. 1 этой статьи за публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, либо к воспрепятствованию исполнению органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности РФ предлагается наказывать либо штрафом от 100 до 500 тысяч рублей или в размере дохода за период от одного до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

      По ч. 2 за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием своего служебного положения или с использованием средств массовой информации и интернета предлагаются наказания в виде штрафа от 300 тысяч до миллиона рублей либо дохода за период от трех до пяти лет, либо в виде лишения свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок от шести месяцев до двух лет или без такового;

      По ч. 3 за предусмотренные первыми двумя частями деяния, совершенные организованной группой либо с угрозой применения насилия, предлагается установить наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до семи лет со штрафом в размере от 500 тысяч до 2,5 миллионов рублей или в размере дохода за период от трех до пяти лет, с ограничением свободы на срок от шести месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового;

      Ко второму чтению законотворцы решили снабдить предложенную новую статью примечанием о том, что в ней под деятельностью, направленной против безопасности России подразумевается совершение хотя бы одного из преступлений предусмотренных ст. 189, 200.1, 209, 210, 222–223.1, 226, 226.1, 229.1, 274.1, 275–276, 281, 283, 283.1, 284.1, 290, 291, 322, 322.1, 323, 332, 338, 355–357, 359 УК;

  • внести в УК новую ст. 282.4 (неоднократные пропаганда либо публичное  демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами), т. е. криминализовать повторное нарушение ст. 20.3 КоАП лицом, подвергнутым наказанию по этой статье (следует иметь в виду, что согласно ст. 4.6 КоАП нарушитель считается подвергнутым наказанию в течение года со дня вступления в силу постановления о назначении наказания до истечения года со дня окончания исполнения этого постановления). Эта мысль у депутатов созрела при подготовке законопроекта ко второму чтению.
      Ч. 1 этой статьи должна наказывать за пропаганду или публичное демонстрирование нацистской или схожей с ней атрибутики и символики, а также атрибутики и символики экстремистских организаций или иных, пропаганда и демонстрирование которых запрещены федеральными законами тех, кто уже был наказан по ч. 20.3 КоАП. Предусмотрены санкции в виде штрафа в размере от 600 тысяч до миллиона рублей или в размере дохода за период от двух до трех лет, обязательных работ на срок до 480 часов, исправительных работ на срок от года до двух, принудительных работ на срок до четырех лет, либо лишения свободы на тот же срок.

      Ч. 2 ст. 282.4 УК должна карать за изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды всей вышеперечисленной атрибутики или символики – штрафом в размере от 600 тысяч до миллиона рублей или в размере дохода за период от двух до трех лет, обязательными работами на срок до 480 часов,  исправительными работами на срок от года до двух, принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок;

  • внести в УК ст. 283.2 (нарушение требований по защите государственной тайны), предусматривающую наказание за нарушения правила выезда граждан, допускавшихся к гостайне; предложение поступило ко второму чтению.

      Ч. 1 новой статьи карает за выезд из России гражданина, допущенного или ранее допускавшегося к государственной тайне, право которого на выезд из заведомо для него ограничено в соответствии с законодательством о гостайне, и предусматривает штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере дохода за период от одного до двух лет, лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

      Ч. 2 должна наказывать за незаконное перемещение или пересылку носителей со сведениями, составляющими гостайну, за пределы страны, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 226.1, 275, 276 и 283.1 УК – штрафом в том же размере или лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

      Чч. 3 и 4 той же статьи предусматривают наказания при отягчающих обстоятельствах – с применением насилия или с угрозой его применения либо должностным лицом с использованием служебного положения или группой – соответственно до 600 и 700 тысяч рублей штрафа и до шести и семи лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности.

  • распространить действие ст. 284.1 УК  на участие в деятельности "нежелательных организаций", их финансирование и организацию деятельности не только на территории России, но и на любых других территориях;

  • ужесточить ответственность по ст. 359 УК (наемничество):

      по ч. 1 (вербовка и обучение наемника) – до сроков от 12 до 18 лет лишения свободы (сейчас – от четырех до восьми лет);.

      по ч. 2 (те же деяния, совершенные с использованием служебного положения или в отношении несовершеннолетнего) – до лишения свободы на срок от 15 до 20 лет (сейчас – от семи до 15 лет);.

      по ч. 3 (участие наемника в вооруженном конфликте) – до лишения свободы на срок от семи до 15 лет (сейчас – от трех до семи). Эту норму также предлагается не распространять на случаи, которые будут охватываться новой ч. 3 ст. 208 УК (см. выше).

Согласно поправкам в УПК, расследовать дела по новым ст. 208.4 и 280.4 УК смогут как следователи СК, так и ФСБ, по 282.4 УК – только СК, а по ст. 275.1 и 283.2 УК, включая предварительное следствие  – только ФСБ. Рассматривать дела по ч. 3 ст. 208, ст. 208.4 и 275 УК должны будут суды субъектов федерации, по ст. 274.2 УК – мировые судьи.

Предполагается, что закон вступит в силу со дня опубликования, за исключением положений ст. 274.2, связанных с пока не существующей административной ст. 13.42.1 – они должны вступить в силу одновременно с ее внесением в КоАП – 1 января 2023 года.

 

Ссылки на данную статью [10]