Новости по теме

Курултай Башкортостана внес в Думу законопроект о блокировках материалов с признаками экстремизма в рамках ОРД

Парламент Башкортостана предлагает блокировать без суда сайты с материалами, которые в рамках оперативно-розыскных мероприятий эксперт сочтет экстремистскими. Правительство выступает против этой инициативы.


15 сентября 2020 года Курултай Республики Башкортостан и депутат Госдумы Рамзил Ишсарин внесли в нижнюю палату парламента законопроект о распространении механизма блокировок по ст. 15.1 федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" на материалы с признаками экстремизма, выявленные в ходе оперативно-розыскной деятельности (ОРД).

Авторы законопроекта предлагают внести в ст. 7 федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" уточнение, по которому осуществляющие ОРД органы смогут направлять в Роскомнадзор для включения в Единый реестр запрещенных сайтов сведения о материалах в интернете, "содержащих в соответствии с заключением эксперта, данном в ходе оперативно-розыскной деятельности, признаки экстремистских материалов".

В свою очередь, в ст. 15.1 федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" они предлагают упомянуть, что основанием включения в реестр адресов сайтов с запрещенной информацией может быть и решение органов, осуществляющих ОРД. При этом Роскомнадзор или сторонний оператор реестра должны будут, по задумке депутатов, в течение суток уведомлять отправителя о получении такого решения.

Кроме того, в ст. 12 федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", которая посвящена недопущению использования сетей связи общего пользованию для осуществления экстремистской деятельности, авторы законопроекта предлагают дополнить упоминанием законодательства об информации и информационных технологиях.

В пояснительной записке указано, что законопроект разработан "на основе предложений правоохранительных органов". По мнению авторов законопроекта, существующих механизмов блокировки экстремистского контента, в том числе и внесудебных блокировок по требованиям Генпрокуратуры (ст. 15.3 закона "Об информации"), недостаточно: прокуратура может блокировать материалы с призывами к экстремистской деятельности, но не иные экстремистские материалы, а в судебном порядке блокировка занимает долгое время. За это время, говорится в пояснительной записке, вербовщики продолжают вовлекать граждан в деятельность экстремистских и террористических преступлений и планировать или совершать преступления экстремистской направленности. Поправка, которую предлагается внести в закон "О противодействии экстремистской деятельности", по утверждению ее авторов, позволит распространить законодательство об информации на случаи использования сетей связи общего доступа для осуществления экстремистской деятельности.

Законопроект внесен с положительным заключением комиссии по вопросам законодательного обеспечения национальной безопасности и противодействию коррупции Совета законодателей при Федеральном собрании и с отрицательным заключением правительства РФ. В отзыве правительства указано, что предлагаемая поправка к ст. 7 закона об ОРД, посвященной основаниям проведения ОРД, не соответствует предмету правового регулирования этой статьи. Кроме того, закон об ОРД не предусматривает участия эксперта и подготовки им каких-либо заключений. При этом, по мнению правительства, судебный механизм включения ресурсов с запрещенной информацией, "обеспечивает объективность и защиту конституционных прав граждан на свободное получение и распространение информации", а предоставление "органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, дискреционных полномочий, не соразмерных степени угроз общественной безопасности", с одной стороны, создает предпосылки к нарушению конституционных прав граждан, а с другой – не учитывает существующий внесудебный порядок блокировок.

Мы выступаем против существующего механизма внесудебной блокировки материалов в сети, поскольку он приводит к произволу и злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов. На несоответствие российского законодательства о блокировках требованиям Европейской конвенции о правах человека и его произвольное применение уже неоднократно обращал внимание ЕСПЧ. Введение дополнительного механизма такого рода лишь усугубит ситуацию.

Ссылки на данную статью [15]