Новости по теме

Минюст обнародовал проект нового административного кодекса

Изменения должны затронуть и некоторые антиэкстремистские административные нормы.

30 января 2020 года Министерство юстиции РФ опубликовало на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект нового Кодекса РФ об административных правонарушениях. Таким образом, проект находится на этапе общественного обсуждения и прохождения антикоррупционной экспертизы.

Правонарушения экстремистской направленности в новом КоАП сгруппированы и следуют одно за другим в главе 39 об административных правонарушениях, посягающих на общественную безопасность. Это ст. 39.3 (производство и распространение экстремистских материалов, сейчас ст. 20.29 КоАП), ст. 39.4 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, сейчас ст. 20.3.1 КоАП) и ст. 39.5 (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, сейчас ст. 20.3 КоАП). Если ст. 39.4 КоАП о возбуждении ненависти в проекте не претерпевает изменений, то две другие изложены в нем в новой редакции.

Диспозиция статьи о производстве экстремистских материалов остается прежней, однако санкции для юридических лиц заметно смягчаются: в новом варианте штраф для них предусмотрен в размере от 50 до 100 тысяч рублей с конфискацией материалов и оборудования, использованного для их производства, в то время как сейчас он составляет от ста тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией. Санкция для юрлиц в виде приостановления их деятельности на срок до девяноста суток в новом варианте статьи вовсе не предусмотрена.

Ст. 39.5 КоАП о пропаганде или публичном демонстрировании запрещенной символики в новом кодексе преобразована, предположительно, в соответствии с поправками, внесенными в федеральные законы о противодействии экстремизму и об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне по инициативе группы депутатов во главе с Еленой Ямпольской. Две части статьи объединены в проекте в одну, так что диспозиция обретает следующий вид: "пропаганда либо публичное демонстрирование, а равно изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами". Санкции предусмотрены те же, что и сейчас в ч. 1 ст. 20.3 КоАП, но вводится отдельное наказание для индивидуальных предпринимателей от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения, а список наказаний для граждан пополнили обязательные работы на срок от сорока до шестидесяти часов. Следует отметить, что в нынешнем КоАП ч. 2 ст. 20.3 (об изготовлении и сбыте запрещенной атрибутики или символики) предусматривает более суровые наказания, чем ч. 1 (о пропаганде и демонстрировании такой атрибутики и символики), поэтому можно говорить о некотором смягчении нормы. Кроме того, ст. 39.5 содержит примечание, над которым работала группа Ямпольской: "Положения настоящей статьи не распространяются на случаи использования нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, при которых формируется негативное отношение к идеологии экстремизма, в том числе нацизма, и отсутствуют признаки пропаганды, или оправдания экстремистской идеологии, в том числе нацистской".

Напомним, в целом, мы приветствуем отмену тотального запрета на демонстрирование запрещенной символики, однако нам не вполне ясно, как предлагается устанавливать, формируется ли в том или ином случае "негативное отношение" к нацистской идеологии. Мы опасаемся, что эта оговорка охватит не все случаи демонстрирования запрещенной символики без цели пропаганды соответствующей идеологии. Для предотвращения неправомерных преследований мы предлагали жёстко зафиксировать в федеральных законах и ст. 20.3 КоАП связь демонстрирования запрещенной символики с целью пропаганды, однако этого не произошло: очевидно, следует понимать, что в новой ст. 39.5 формулировка "пропаганда либо публичное демонстрирование, а равно изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды" состоит из двух частей, разделенных словами "а равно", и цель пропаганды оговаривается только для приобретения и сбыта запрещенной символики.

Перегруппировка затрагивает не только антиэкстремистские, но и другие статьи КоАП: в проекте нормы, касающиеся НКО и политических партий, объединены в главе 13 (административные правонарушения, посягающие на установленный порядок деятельности некоммерческих организаций), а статьи, регулирующие деятельность СМИ и интернета – в главе 33 (административные правонарушения в области сбора, обработки, распространения и защиты информации).

В проекте КоАП содержатся и некоторые важные общие нововведения и разъяснения. Так, статьей 2.3 в кодекс вводится определение малозначительности правонарушения: таковым "может быть признано действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений". При этом ст. 2.2 вводит понятие грубого административного правонарушения, т.е. такого, которое не может быть признано малозначительным. Среди прочих, к таковым относятся административные правонарушения экстремистской направленности и административные правонарушения в сфере противодействия финансированию терроризма. Грубыми могут быть признаны и "административные правонарушения, выражающиеся в существенном (грубом) нарушении (неисполнении) правил и норм законодательства" и влекущие наступление последствий, предусмотренных статьями кодекса, или предполагающие "административное наказание в виде конфискации, или лишения специального права, предоставленного физическому лицу, или дисквалификации, или административного ареста, или административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, или административного запрета деятельности, или назначение одного основного наказания и двух дополнительных наказаний".

Кроме того, ст. 2.4 нового КоАП дает определение нескольких видов административных правонарушений: длящегося, продолжаемого и повторного, а также однородных правонарушений. В частности, согласно проекту кодекса, "длящимся признается единое не прерывающееся во времени административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении лицом возложенной на него обязанности, установленной законом либо иным нормативным правовым актом".

Срок давности привлечения к административной ответственности, за исключением ряда случаев, согласно проекту, составляет один год (сейчас – три месяца по большинству дел), а по делам о нарушении законодательства о противодействии терроризму – шесть лет. Срок давности "начинается на следующий день после совершения административного правонарушения, не являющегося длящимся, либо обнаружения длящегося административного правонарушения". Моментом обнаружения длящегося правонарушения (напомним, именно к длящимся на практике относят правонарушения, совершенные посредством публикации онлайн) предлагается считать момент составления или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела; в случае, если проводится административное расследование, – момент вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении расследования; в этом отношении фактически предлагается закрепить сложившуюся практику.

Ссылки на данную статью [8]