Виталия Мерзлякова приговорили к полугоду лишения свободы.
28 мая 2024 года Ленинский районный суд Краснодара вынес приговор местному жителю Виталию Мерзлякову по ч. 1 ст. 282.4 УК (неоднократное публичное демонстрирование запрещенной символики). Ему назначено наказание в виде шести месяцев лишения свободы в колонии-поселении.
Мерзлякова ранее привлекали к ответственности по административной статье о демонстрировании запрещенной символики. 8 июля 2023 года Ленинский районный суд арестовал его на 10 суток за то, что он послал в управление Минюста России по Краснодарскому краю «уведомление», в котором представился как глава семейно-родовой общины. Под обращением он поставил печать с символом, который в правоохранительных органах сочли схожим с нацистским. 14 августа Краснодарский краевой суд оставил без изменения постановление суда, и оно вступило в законную силу. Суды сочли, что изображение демонстрировалось неограниченному кругу лиц.
После этого он подал в ГУ МВД России по Краснодарскому краю заявление, к которому приложил четыре подшитых нитками листа с подобной символикой. По мнению следствия, с которым согласился суд, Мерзляков понимал, что эти изображения «будут публично демонстрироваться неограниченному кругу лиц из числа сотрудников ГУ МВД, которые в силу своих служебных обязанностей будут регистрировать и рассматривать заявление со всеми приложениями».
Подсудимый признал вину, дело рассматривалось в особом порядке.
Мы не уверены в обоснованности преследования краснодарца по ст. 20.3 КоАП и 282.4 УК. Во-первых, как мы полагаем, в данном случае публичное демонстрирование запрещенной символики места не имело, поскольку изображение могло видеть лишь ограниченное число людей. Во-вторых, неясно, какое именно изображение демонстрировал Мерзляков. Если речь идет об одном из вариантов коловрата, то это популярный славянский неоязыческий символ, который широко используется в разных вариациях и существенно отличается от нацистской свастики. По нашему мнению, за демонстрирование нацистской символики следует наказывать лишь в тех случаях, когда она используется для пропаганды соответствующей идеологии, а сведений о том, что Мерзляков в своих обращениях в государственные органы занимался пропагандой нацизма, нет. В то же время мы не можем исключить, что у правоохранительных органов могли найтись основания для его преследования в связи с его активностью в интернете: судя по его публикациям в соцсетях, Мерзляков сочувствовал движению «граждан СССР» и распространял антисемитскую пропаганду.