Экс-председателю запрещенной организации «Башкорт» Фаилю Алсынову (Алчинову) назначили четыре года лишения свободы за возбуждение ненависти к армянам и «черному народу». После вынесения приговора у здания суда прошла стихийная акция протеста, закончившаяся разгоном с применением слезоточивого газа.
17 января 2024 года Баймакский районный суд Башкортостана огласил приговор Фаилю Алсынову, экс-председателю организации «Башкорт», которая в мае 2020 года была запрещена за осуществление экстремистской деятельности. Суд признал его виновным по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение национальной ненависти либо вражды) и приговорил к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима.
Кроме того, суд вынес частные определения в адрес главы администрации Баймакского района, а также в адрес начальника ОМВД России по Баймакскому району с требованием организовать профилактическую работу по противодействию экстремизму.
Во время прений сторон, проходивших 11 января, гособвинитель просил суд приговорить Алсынова к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении. Оглашение приговора было намечено на 15 января, но было перенесено: в тот день возле суда прошла массовая манифестация сторонников Алсынова. 17 января акция повторилась; в результате стычек с представителями правоохранительных органов ряд протестующих был задержан.
Уголовное дело было возбуждено 18 августа 2023 года. 11 октября в домах Алсынова и его родителей в Зилаирском районе прошли обыски.
Преследование Алсынова связано с тем, что что 30 апреля 2023 года он разместил в сообществе «Подслушано Аскарово и Абзелиловский район» во «ВКонтакте» видеозапись своей речи на башкирском языке. Эту речь активист произнес 28 апреля в селе Ишмурзино Баймакского района на сходе против планов золотодобытчиков по разработке месторождений золота вблизи населенного пункта.
По мнению следствия, речь Алсынова содержала высказывания с негативной оценкой «жителей Кавказа или Средней Азии» и армян. Экспертизу по делу проводил специалист из Уфимского университета науки и технологий Айнур Хужахметов, который ранее составлял заключения по делу о запрете «Башкорта» и по ряду других дел башкортостанских активистов.
Из материалов дела следует, что инициатором преследования Алсынова стал глава Башкортостана Радий Хабиров. 26 мая 2023 года он направил прокурору республики письмо с просьбой привлечь активиста к административной и уголовной ответственности в связи с его речью.
Алсынов сказал на сходе, что власти последовательно борются с защитниками башкир и башкирского языка, считая их экстремистами, как боролось царское правительство с башкирскими батырами. При этом, как утверждалось в письме Хабирова, он заявил, что «посторонние», в том числе армяне, забирают земли башкир. Тем не менее, утверждал Алсынов в своей речи, башкиры со своей земли никуда не уедут, в то время как армяне, русские и представители «черного народа» могут вернуться «к себе». Активист также призвал к сплочению башкирского народа для защиты его земель.
Сам подсудимый заявлял, что его высказывания были вырваны из контекста, а под «черным народом» (башк. «кара халык») он вовсе не подразумевал уроженцев Кавказа или Средней Азии.
В день оглашения приговора у здания суда собралась толпа людей (по оценкам протестующих — несколько тысяч). После того, как стало известно о размере назначенного наказания, началась стихийная акция протеста, которая быстро превратилась в стычку с представителями правоохранительных органов. Протестующие скандировали «Своих не сдаем!» и «Свободу!», бросали в правоохранителей снег и лед, а те в ответ применили слезоточивый газ. Были задержаны несколько человек. Возбуждено уголовное дело по ст. 212 УК (организация и участие в массовых беспорядках) и ст. 318 УК (применение насилия в отношении представителя власти), позднее были арестованы более 35 человек.
Уголовная ответственность по ч. 1 ст. 282 УК следует после привлечения к ответственности по соответствующей административной статье 20.3.1 КоАП о возбуждении ненависти. В декабре 2022 года Алсынова оштрафовали по этой статье на 10 тысяч рублей за пост с критикой мобилизации — на наш взгляд, неправомерно. Следовательно, если трактовать высказывания активиста на митинге как содержащие призыв к дискриминации по этническому признаку, то его можно было бы привлечь к административной ответственности — особенно с учетом того, что прямых призывов к насилию в этих высказываниях не было. Наказание же в виде лишения свободы представляется непропорциональным.